Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

— создание демократической системы образования, гарантирующей необхо­димые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

— индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитываю­щих интересы и способности личности;

— конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образова­тельных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

— общедоступное и бесплатное школьное образование;

— обязательное и бесплатное основное общее образование;

— общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

— общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

— общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование;

— бесплатное высшее профессиональное образование на конкурсной основе;

— бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспиран­туре, докторантуре;

— дополнительное образование, для детей — на бесплатной основе;

— общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограни­ченными возможностями здоровья.

Закон Российской Федерации «Об образовании»(в извлечениях)

(В редакции изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ, от 20 июля 2000 года № 102-ФЗ, от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ, от 13 февраля 2002 года № 20-ФЗ, от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ, от 25 июня 2002 года № 71-ФЗ, от 25 июля 2002 года № 112-ФЗ. Учтено постановление Конституционного Суда Российс­кой Федерации от 24 октября 2000 года № 13-П.)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный про­цесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопро­вождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установ­ленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается до­стижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, кото­рый удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых кон­ституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федера­ции в области образования является Федеральная программа развития образо­вания, утверждаемая федеральным законом.

3. Федеральная программа развития образования разрабатывается на кон­курсной основе. Конкурс объявляется Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Феде­ральной программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, орга­нах управления образованием создание и деятельность организационных струк­тур политических партий, общественно-политических и религиозных движе­ний и организаций (объединений) не допускаются.

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следую­щих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих цен­ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, люб­ви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защи­та и развитие системой образования национальных культур, региональных куль­турных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уров­ням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления об­разованием. Автономность образовательных учреждений.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования

1. Законодательство Российской Федерации в области образования включает
в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, при­
нимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации в области образования.

2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:
разграничивают компетенцию и ответственность в области образования фе­
деральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации;

регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы от­ношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в облас­ти образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компе­тенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми после­дние осуществляют собственное правовое регулирование в области образова­ния.

3. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетен­
цией могут принимать в области образования законы и иные нормативные право­
вые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции в области образования не могут ограничивать права физических и юриди­ческих лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в облас­ти образования.

4. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российс­
кой Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, уста­
новленном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение компетенции в области образования между органами госу­
дарственной власти и органами управления образованием различных

уровней;

2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской
Федерации на образование;

3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и разви­тия системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физичес­ких и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получе­
ния образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­
ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­
щественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, соци­
ального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем созда­ния системы образования и соответствующих социально-экономических усло­вий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бес­платность среднего профессионального, высшего профессионального и послеву­зовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образователь­ных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих

образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину го­сударством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образователь­ном учреждении соответствующих типа и вида.

5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в соци­альной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их со­держание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом.

6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адап­тации на основе специальных педагогических подходов.

7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставле­ния им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обу­чения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий уста­навливаются Правительством Российской Федерации.

Наши рекомендации