Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология— это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.
Признаки педагогической технологии
/ содержательность — наличие педагогической концепции, представленной в
виде модели; / эффективность — гарантированное достижение результата; / экономичность — оптимизация труда учителя и учащихся; / воспроизводимость — возможность воспроизведения в широких масштабах
без потери результативности; / корректируемоеть — возможность использования в процессе преподавания
обратной связи в виде контроля, рефлексии, технических средств, тренингов.
Содержание педагогической технологии— это совокупность педагогических умений и приемов реализации педагогического воздействия и взаимодействия.
Технология педагогического воздействия
i& постановка цели взаимодействия;
Sb анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
<й осуществление целенаправленного воздействия на личность воспитанника,
взаимодействие с ним и управление учебно-воспитательным процессом; ife) передача опыта речевыми (вербальными) и невербальными способами; &я организация жизнедеятельности детей и воспитательного пространства; !Ь предъявление педагогических требований; А оценка воспитанника и ее положительное подкрепление; /& разрешение возникающих конфликтов; 0Ь> умение управлять своим поведением и реакциями.
Условия актуализации педтехнологии
> педагогическая техника педагога;
> психологическое саморегулирование.
Педагогическая техника
Педагогическая техника— комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически целесообразного общения, т. е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях.
Компоненты педагогической техники
□ Способы саморегуляции — релаксация, аутотренинг, воспитание в себе доброжелательности и оптимизма, разрядка в деятельности (трудотерапия, музы-котерапия, библиотерапия, имитационная игра и др.).
□ Развитое педагогическое внимание — умение одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания, устойчивость и оперативность внимания.
□ Воображение педагога — присущи черты как научного, так и художественного воображения.
□ Речь учителя — с ее помощью раскрывается сущность предметов и явлений, отношения, осуществляется воздействие на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывается личность самого педагога.
□ Пантомимика — движение тела, рук, ног, осанка, походка, поза в пространстве, жесты.
□ Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.
□ Имидж педагога — одежда, грим,, прическа.
И |
Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт и не почувствует того, что нужно (А. С. Макаренко).
Речь педагога
Речь педагога является определяющим фактором коммуникативного поведения педагога.
Коммуникативное поведение педагога— не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на стиль их работы.