Средства целостного педагогического процесса
Сущность понятия «средства ЦПП»
Средства целостного педагогического процесса— совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Дидактические возможности
□ Организуютвосприятие и наблюдение учеником реальной действительности. П Оказываютвлияние на сенсорную сферу школьника, развивается его наблюдательность, мышление, воображение. D Стимулируютпознавательную и творческую активность. D Обеспечиваютдолговременное запоминание.
D Способствуютнаполнению обобщений конкретным содержанием. D Повышаюткачество усвоения и понимания воспринимаемого материала..
Требования
i& Наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению. 0з Ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности. 0о Эстетическое оформление используемых средств.
0а Адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче. 0а Мера в использовании на одном уроке (занятии).
0з Отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте. 0з Неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости. 0а Учет возраста, уровня развития и обученности учащихся.
Условия применения
> Организовывать восприятие предъявляемых объектов надо таким образом, чтобы учащийся максимально воспринимал заложенную в нем информацию.
> Создавать условия к переходу мысли ученика от наглядного пособия к оригиналу, управлять мыслительной деятельностью учащихся.
> Связывать формируемые чувственные образы с выполнением учебной задачи.
Технические средства педагогического процесса
Технические средства педагогического процесса— совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.
Дидактические особенности
D Информационная насыщенность.
D Возможность преодолевать существующие временные и пространственные
границы. D Возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и
процессов.
□ Показ изучаемых явлений в развитии, динамике.
□ Реальность отображения действительности.
□ Выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.
Классификации технических средств
По функциональному назначению | Передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные, комбинированные |
По принципу устройства и работы | Механические, электромеханические, оптические, зву-котехнические, электронные и комбинированные |
По логике работы | С линейной программой, не зависящей от обратной связи, и с разветвленной программой |
По характеру воздействия на органы чувств | Визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные |
По характеру предъявле ния информации | Экранные, звуковые, экранно-звуковые |
Требования к техническим средствам
£а Функциональные— способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.
А Педагогические— соответствие возможностей ТС формам и методам учебно-воспитательного процесса, сочетаемость с словом педагога.
jfe Эргономические— удобство и безопасность эксплуатации, минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом, уровень шума, удобство просмотра, ремонта, транспортирования.
i£o Эстетические— гармония формы, целостность композиции, товарный вид. *Й) Экономические—: относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.