Технология активного обучения
Технология активного обучения— такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе:каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
И |
Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
Цели
<ж- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;
tr развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;
v развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;
<г совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.
Особенности
> повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий;
> «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;
У обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем;
> формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Условия организации
/ проблемность; |
/ сотрудничество и кооперация;
/ коллективное взаимодействие;
/ управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
/ вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п.;
/ изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно — организатор, информатор, консультант).
Методы
• Проблемная лекция — собственно проблемная лекция, пресс-конференция, лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.
Коллективно-групповая работа — динамические, статические пары и пары
сменного состава; групповая работа.
Деловая игра — имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или
иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Организационно-деловые игры (ОДИ). Организационно-мыслительные игры (ОМИ). Драматизация и театрализация.
Синектика (развитие методики мозгового штурма) — метод объединения разнородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).
Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.
Метод контрольных вопросов — А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п.
Мозговой штурм (атака) — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Дискуссия, круглый стол.
Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): признаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.
Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов. Метод морфологического анализа — выделяются главные характеристики-(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи. Игровое проектирование. Имитационный тренинг. Психотехнические игры и тренинги. Видеотренинги и др.
Выбор методов целостного
педагогического процесса
На выбор методов влияют закономерности целостного педагогического процесса.