Внедрение педагогического опыта осуществляется через
<г шефство (наставничество) педагогов-мастеров;
ф- педагогические практикумы, семинары и тренинги;
ф- различные формы научного и методического обобщения: доклады, брошюры;
сг статьи, бюллетени, методические разработки и т. п.
Опытная работа
Опытная работа— это широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе.
Условия превращения опытной работы в метод исследования:
©> поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически
обоснованной гипотезой; е> преобразует действительность, создает новые явления; е> сопровождается глубоким анализом и выводами.
Опытная работа используется
i& в период пробного применения гипотезы до организации эксперимента; i& после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.
О |
Многолетнюю опытную проверку проходили.экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л, В. Занко-ва и В. В. Давыдова.
Опытную проверку проходят новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми.
Опытная работа дает только общее представление об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы работы.
РазделII
Характеристика целостного
Педагогического процесса
Педагогический процесс.......................... 52
Сущность и структура целостного
педагогического процесса (ЦПП)........... .52
Закономерности и принципы целостного
педагогического процесса.......................... 54
Правила реализации принципов
педагогического процесса.......................... 56
Педагогическая деятельность.................. 61
Педагогическое мастерство...................... 62
Воспитательный процесс как часть целостного
педагогического процесса....................... 63
Воспитательный процесс........................... 63
Воспитательная система школы.............. 66
Педагогическая поддержка........................ 68
Внеклассная и внешкольная
воспитательная работа.............................. 69
Процесс обучения как часть целостного педагогического
процесса......................................................... 70
Дидактика как научная дисциплина......... 70
Соотношение познания и учения............ 72
Сущность учебного процесса.................... 73
Двусторонний характер процесса
обучения.......................................................... 76
Учебная деятельность................................ 78
Проблемное обучение................................ 80
Программированное обучение................. 82
Поэтапное формирование умственных
действий (П. Я. Гальперин)........................ 85
Концепции развивающего обучения....... 86
Современные образовательные
технологии...................................................... 91 "
Содержание образования
и воспитания................................................. 98
Научные основы определения »
содержания.................................................... 98
Носители содержания образования.... 101
Учебник.......................................................... 102
Содержание компонентов базовой
культуры личности..................................... 104
Методы целостного
педагогического процесса..................... 123
Методы воспитания................................... 123
Методы формирования сознания
личности........................................................ 124
Методы организации жизнедеятельности
и поведения воспитанников..................... 125
Методы стимулирования деятельности
и поведения....... ,.......................................... 126
Методы контроля и самоконтроля
ввоспитании.................................................. 130
Методы самовоспитания.......................... 131
Приемы воспитания................................... 133
Методы обучения........................................ 134
Методы стимулирования и мотивации
учения............................................................. 142
Методы контроля и самоконтроля
в обучении............................................. ;....... 143
Технология активного обучения.............. 145
Выбор методов целостного
педагогического процесса......................147
Средства целостного
педагогического процесса...................... 148
Сущность понятия «средства ЦПП»...... 148
Классификация средств целостного
педагогического процесса......................... 149
Технические средства педагогического
процесса......................................................... 151
Компьютер в учебно-воспитательном
процессе......................................................... 153
Компьютерные технологии....................... 155