Сложность педагогического исследования
• Неповторимость, неоднозначность протекания педагогических процессов и явлений.
• Зависимость педагогического процесса от личности педагога, исследователя и других субъективных факторов.
• Трудности в использовании лабораторных методов исследования и замеров получаемых результатов.
• Ограниченность использования методов математической статистики.
• Достаточно обобщенный характер получаемых выводов.
Уровни педагогического исследования
Эмпирический (практический) | Теоретический | Методологический |
Устанавливаются новые факты в науке и выводятся эмпирические закономерности; накопление, отбор, сопоставление, мыслительный анализ и синтез, количественная и качественная обработка полученных в ходе практического исследования педагогических фактов | Выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты | На базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории. Исследования этого уровня называют фундаментальными. Они представляют собой крупный научный вклад в исследуемую область |
Методологические принципы научно-педагогического исследования
/ Объективность и обусловленность педагогических явлений определенными условиями, факторами, причинами. / Целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов. / Изучение явления в его связях и взаимодействии с другими явлениями. / Изучение явления в его развитии.
Основные компоненты научно-педагогического исследования ♦ Тема исследования — лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Тема должна быть актуальной, т. е. ее разработка должна вызываться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке. 44
♦ Объект исследования — сфера (область) поиска. Объектами педагогического исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).
♦ Предмет исследования — ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений.
♦ Проблема исследования — тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.
♦ Цель исследования,.— выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик.
♦ Задачи исследования — конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.
♦ Гипотеза исследования — предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, чтобы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он исследует.
О |
Все компоненты должны быть между собой взаимосвязаны, одно вытекать из другого и им определяться.