Социальные функции воспитания
♦ Культурологическая — сохранение благодаря воспитанию и образованию накопленных культурных ценностей, их передача, обогащение и пополнение, через них человек входит в мир культуры и науки.
♦ Гуманистическая — выбор подрастающим поколением содержания передаваемой культуры, гуманность формируемых отношений человека к самому себе и другим людям — залог гуманизации всех сфер жизни человека и государства в целом.
♦ Духовного воспроизводства — накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений.
♦ Профессионально-экономическая — создание возможностей для получения всеми слоями населения профессиональной подготовки и переквалификации в зависимости от изменений рынка труда.
♦ Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни — формирование у подрастающего поколения установок на создание семьи, рождение и воспитание детей, готовности и способности жить в браке.
Воспитание и образование протекают во времени и пространстве.
Время воспитания и образования че- Пространство— это пространство
ловека, его социализации — все вре- микро-, мезо- и макросреды. Различ
ия его жизни. Оно неравномерно и ные сферы пространства, в котором
неоднородно по составляющим его ча- развивается человек, тесно взаимосвя
зям и благоприятности (сензитивно- заны, нередко противоречивы,
сти).
Категория «воспитание»
Воспитание как общественное явление— процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитательное воздействие направлено на всех.
Воспитание осуществляется через:
• влияние макрофакторов — страна, государство, общество (уровень развития производства, общественные отношения, идеология, политика), космос, планета, мир;
• влияние мезофакторов — этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации (СМИ);
• влияние микрофакторов — семья, сверстники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения.
Воспитание как педагогическое явление— целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования сво-бодоспособной личности.
Воспитательное воздействие направлено на конкретную личность или определенную группу.
Воспитание осуществляется через:
• специальные учебно-воспитательные учреждения;
• организации и объединения:
( • семья, школа (разных типов),
• учреждения социальной защитьк поддержки и коррекции;
• учреждения дополнительного образования;
• детские и юношеские объединения, клубы и объединения по месту жительства.