Болонский процесс: состояние и основные направления деятельности.
Исторические условия возникновения Болонского сплочения. Основные направления интеграции: двухуровневая система (бакалавриат, магистратура), учет учебного времени в единицах (1 ед. – 36 часов), компетентностный подход.
Включение России в Болонский процесс (2003). Изменение стандарта высшего образования: определение базовых, общепрофессиональных и предметных компетенций. Определение результатов обучения в вузе как способность к самостоятельному обучению. Обновление учебно-методического основания обучения в вузе: планов, программ, учебно-методического обеспечения внедрение ФГОСов, рейтинговой системы знаний студентов, расширение эмпирического сопровождения обучения.
Болонский процесс обеспечивает связи с международными образовательными учреждениями, мобильность студентов и преподавателей, внедрение системы двойных дипломов, интеграция в научной сфере.
24. Сущностный смысл определения социально-гуманитарного знания в системе современного дополнительного образования.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
Традиционно институциональными формами дополнительного образования персонала являются аспирантура и докторантура, институты и курсы повышения квалификации, различные учебные центры. Дополнительная подготовка и переподготовка может осуществляться также в отраслевых и межотраслевых учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения предприятий (фирм). Для профессиональной подготовки незанятого населения созданы учебные центры службы занятости и службы социальной защиты населения, где временно незанятому населению оказывается государственная поддержка в виде дополнительного образования (дополнительной подготовки и переподготовки, курсов повышения квалификации).
Под повышением квалификации понимается формальное и неформальное обучение, необходимое для того, чтобы штат учреждения или коллектив, задействованный в некоторой программе, был способен выполнять полный спектр своих профессиональных обязанностей.
Курсы целевого назначения – это проблемные курсы, после них квалификация не присваивается. Основная цель такого обучения – помочь рабочим, имеющим профессию и определенный уровень квалификации, в кратчайшие сроки освоить выпуск новой продукции, обеспечить высокую производительность труда и качество выполняемых работ.
Стажировка – это формирование и закрепление на практике профессиональных компетенций, сформированных в результате теоретической подготовки.
Профессиональная переподготовка – это приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.
Интеграция основного и дополнительного образования:варианты решения совместных задач в ходе освоения стандартов нового поколения
Дополнительное образование: сущность понятия: «мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
Отличительные черты педагогики дополнительного образования: создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога. Личностно – деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самоопределению и самореализации. Личностно – ориентированный подход к ребёнку, создание « ситуации успеха » для каждого
Отличительные черты педагогики дополнительного образования: Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; Признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении; Применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы, которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
Содержание и формы организации образовательного процесса в УДОД:Содержание дополнительного образования раскрывают два вида программ: дополнительные образовательные программы по 10 направленностям; досуговые программы. Формы организации образовательного процесса: кружки, студии, секции, клубы…
Внеурочная работа и дополнительное образование: Внеурочная ( внеклассная) работа – деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы…), Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов и включения их в художественную, техническую, эколого – биологическую, спортивную и другую деятельность». В системе внеурочной деятельности важно опираться на результаты деятельности детей в системе дополнительного образования «…широко использовать их творческие возможности в подготовке внеклассных, общешкольных мероприятиях, демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, показы, выступления…».
Уровни интеграции: Уровни организации дополнительного образования в школе:
1) случайный набор кружков, секций, клубов…, работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных условий;
2) внутренняя консолидированность работы детских творческих коллективов и объединений, различная направленность их деятельности;
3) развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы, когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой программы, а педагоги могут координировать свою деятельность;
4) интеграция основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы.
Особенности интеграции основного и дополнительного образования
- личностная ориентация содержания образования (возможность разработки индивидуальных образовательных маршрутов);
- комплексность содержания образования (триединство задач обучения, воспитания и развития детей, многообразие функций, вариативность видов деятельности, дифференциация в зависимости от возраста, уровня развития, индивидуальных особенностей и интересов детей);
- обеспечение преемственности содержания образования (специализация образования через осуществление межпредметных связей, создание интегрированных образовательных программ, включение в образовательные программы элементов досуговой деятельности);
- усиление творческой составляющей содержания образования (коллективная и индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки…);
- приоритет социальной составляющей содержания образования (реализация социально – педагогических функций: социальная защита, оздоровление детей, реабилитация, адаптация…);
- обеспечение практической ориентации общего образования, усиление в его содержании деятельностного компонента (образовательная деятельность, культурно – досуговая, исследовательская…)
- гуманизация и демократизация организации общего образования (особый стиль отношений между педагогами и детьми: свобода ребёнка в выборе педагога, стремление педагога быть значимым для ребёнка);
- обеспечение детям шанса на успех (создание равных условий для разных детей, психологически комфортной атмосферы, возможностей для достижения разного результата);
- обеспечение разнообразия организации образовательного процесса (разнообразные формы организации образовательных объединений: студии, мастерские, лаборатории, школы; новые технологии);
- изменение отношений в педагогическом коллективе образовательного учреждения (принятие системы ценностей, формирование отношений между всеми участниками образовательного процесса в контексте личностно – ориентированного подхода);
Понятие «технология» неоднозначно: технология как дидактическая концепция, как педагогическая система, как
Возможные варианты взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях освоения стандартов нового поколения:
Комплексные занятия: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий отчёт, общественный смотр знаний;
Проекты : информационные, исследовательские, ролевые…;
Дискуссионные технологии : дебаты, «защита – нападение», «урок – суд»; Игры : ролевые (урок - пресс – конференция, урок – театрализация), деловые (урок – исследование, урок – экскурсия), познавательные («Поле чудес», «Слабое звено», «Что ? Где ? Когда ? »)
Предметные технологии (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к литературным произведениям, «издание» рукописных сборников);
Технология коллективного творческого воспитания (коллективные дела: познавательное «погружение», «Робинзонада», «Путешествие в Читай – город», КВН;
Технологии клубных объединений (интегративные образовательные экспедиции, мастерские ценностных ориентаций, дидактический театр, литературно – музыкальные гостиные.
Технология проектной деятельности (творческие, социальные, практико – ориентированные проекты);
Технологии внешней интеграции : - интегрированные программы совместной деятельности школ и УДОД, УДОД и учреждений начального профессионального образования, учебно – производственных комбинатов; организация и проведение совместных интегрированных мероприятий: праздников, фестивалей; организация и проведение совместных интегрированных дел: коллективных творческих, общественно – полезных; организация и проведение совместных интегрированных игр (краеведческих, экологических, интеллектуальных); организация деятельности детских общественных организаций, движений, объединений.
Выполнение многообразных обязанностей педагога в системе дополнительного образования предполагает необходимую в данном случае компетенцию в указанной сфере деятельности. Педагог ДО должен:
1.Уметь ставить достаточно обоснованный «диагноз» учащемуся, определяться в его природных возможностях, потенциале, перспективах на будущее.
2.Владеть различными методологическими и методическими вариантами учебно-воспитательной работы, которые могут быть востребованными в системе дополнительного образования,
3. Использовать принцип универсализма, рассматривать его в качестве вектора учебно-воспитательной деятельности в системе дополнительного образования как альтернативу узко ориентированному, локальному по масштабу обучению и воспитанию.
4. Уметь пробудить интерес учащегося; уметь стимулировать потребность в соответствующих занятиях.
5. неустойчивую, поверхностную, скоропреходящую мотивацию, характерную для большинства детей и подростков, преобразовать (трансформировать) в мотивацию стабильную, прочную в своих сущностных основаниях.
6. всемерно способствовать тому, чтобы его воспитанник не «притормозил», не приостановился в своѐм развитии по окончании учѐбы. Разумеется, процессы внутреннего роста, процессы самотрансценденции могут осуществляться только самим индивидуумом, исходить только из его личных мотивационных ориентации., но предпосылки и детерминанты этому должны закладываться в годы учения не без активного участия педагога.
Педагогу, работающему в системе дополнительного образования, необходимо обладать особой компетентностью, особым комплексом качеств и свойств, отличающим в определѐнной мере его деятельность от деятельности педагога, занятого в системе специального образования. Атрибутивным признаком работы в системе дополнительного образования является большая свобода (вариативность) действий учащегося сравнительно с работой в системе профессионального образования.
Специфика системы дополнительного образования не исключает, в то же время, что в работе с учащимся ярко выраженной природной одарѐнности педагог встаѐт перед необходимостью строить обучение на прочной (во многом традиционной) профессиональной основе. Деятельность педагога дополнительного образования тем самым полифункциональна в своей основе, предполагая широкий диапазон педагогических компетенций..
25. Традиционные национальные ценности образования как основы возрождения российской цивилизации.
Понятие ценности относится к числу междисциплинарных, причем понимаемых по-разному не только в разных дисциплинах (философии, социологии, психологии, экономике и др.), но и внутри каждой из них.
Функциональное значение ценности - это все значимые для социума свойства, функции предмета или идей, которые определяют их ценностью для какой-либо группы. Так, например, для любого действия или идеи предопределено определенное значение для определенной личности.
Рассмотрение понятия ценности в пространстве этих шести развилок приводит к неизбежности понимания ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга (строго говоря, именно трансформация ценности из одной формы в другую является способом ее бытия):
А. Общественные идеалы.Это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т.е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.
Б. Предметно воплощенные ценности.Общественные идеалы даны нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, в которых ценность находит свое наиболее зримое существование.
В. Личностные ценности. Предметное воплощение ценностей происходит лишь посредством деятельности людей, которые осуществляют эти ценности, будучи ими побуждаемы. Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности.
Классификация ценностей
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т.д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.
По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.
Понятие ценностей образования должно рассматриваться в неразрывном единстве с системой жизненных ценностей и ориентаций человека и общества.
Во-первых, как уже отмечалось, образование, удовлетворяя естественные потребности человека в познании им внешнего мира и самого себя, уже создает мощную предпосылку того, чтобы считаться одной из важнейших жизненных ценностей. Кстати, это было понято людьми уже в далекие античные времена.
Во-вторых, выполняя свои социально обусловленные функции подготовки новых поколений к жизни и активной деятельности в обществе, образование вместе с определенной системой знаний и умений обязательно должно включать в общую совокупность целей и содержания своей деятельности еще и специальную подсистему привития своим воспитанникам жизненных ценностей и идеалов, которые присущи этому обществу.
В-третьих, в наше сложное и чрезвычайно меняющееся время система образования должна активно формировать, как один из относительно новых ценностных принципов человека, его инновационную направленность, его морально-психологическую готовность к изменениям и стремление самому творить эти изменения. Такая задача непосредственно обусловлена процессом ускорения научно-технического и социального прогресса, который одновременно требует привития человеку способности нравственной оценки этих изменений, степени их соответствия общественным потребностям и интересам, тенденциям их развития, а также соответствия собственным целям и интересам самого человека.
Модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы гражданского общества и государства, связанные с задачами становления российской политической нации и формирования российской гражданской идентичности.
Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. Впрочем, Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности — это условия, в которых живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития.
Культурно-политическая сверхзадача российского образования — формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства. Надежную основу для этого способно обеспечить поликультурное образование, адекватное условиям России.
На тактическом уровне от развития поликультурного образования зависит успешность преодоления тех угроз социальной нестабильности, которые возникают на почве неподготовленности молодежи к жизни в условиях все возрастающей полиэтничности и поликультурности российского общества. В стратегическом смысле поликультурное образование есть важнейший инструмент формирования российской гражданской идентичности.
Поэтому удовлетворительным ответом на запрос гражданского общества и демократического государства может служить лишь целостная система современного поликультурного образования, соответствующая историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления Российской Федерации.
Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня:
— базовый этнокультурный, складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, этноконфессиональных общин, проживающих в России;
— национально-территориальный (базовый политический), состоящий из населения субъектов Российской Федерации;
— национальный (общегосударственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.
В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно (исключительно для удобства изложения и понимания) разделить на четыре взаимосвязанные культурные части:
· этнокультурная у или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы;
· национально-территориальная, или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя национально-территориального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;
· общероссийская (национальная), или обеспечивающая человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;
· мировая, или обеспечивающая человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.