Кружок «Волшебное плетение» как форма организации внеурочной деятельности по технологии
Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности.
Наиболее распространенными типами объединений в школах сегодня являются кружки - самодеятельное объединение учащихся по интересам, осуществляющее тематическую деятельность, как правило, познавательного или творческого характера и клубы. Формально кружок отличается тем, что по количественному составу он, как правило, небольшой; деятельность его узконаправлена и часто организуется по специально предложенной программе; в нем обычно нет структурных подразделений (секций, отделов), не избирается орган самоуправления.
Кружок, по определению советского лингвиста, лексикографа, доктора филологических наук, профессора Сергея Иванович Ожегова – группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь [13, с. 257].
Обычно в кружке занимаются 15-20 человек, при этом каждый учащийся посещает 1-2 кружка, не более. Объединение детей при этом происходит по интересам с учетом уровня подготовки и возраста.
Сейчас в моду входит все самобытное, выполненное вручную. И одной из главных тем которые приходят в голову размышляя о ремесле наших предков, является плетение, это один из очень древних и интересных видов народного искусства, который таит большие возможности. Плетеные изделия находят применение в быту, используются в художественном оформлении квартир, дач и т.д. Исключительно декоративные, разнообразные по форме, видам плетения, отличающиеся простотой выполнения, способностью сохранять природную красоту материала, изделия народных умельцев всегда привлекали к себе внимание.
Из различных материалов можно сплести множество полезных и красивых вещей и предметов. Научиться плетению может каждый человек. Нужно только желание, терпение, усидчивость. Начинать нужно с простых работ, постепенно переходя к более сложным. Так накапливает опыт, появляются изделия, не похожие на другие, т.к. каждый мастер вкладывает в работу свою душу, настроение. Так шаг за шагом можно совершенствовать свое мастерство в изготовлении плетеных изделий.
Если раньше плетеные изделия были необходимыми предметами быта, то теперь они служат еще и как произведения искусства.
В современном обществе плетеные изделия не утратили свою актуальность. Можно смело сказать, что плетеные изделия проверены временем. Они играли большую роль в жизни наших предков, для современного человека эта роль не менее значима.
В нашей жизни плетеные изделия продолжают играть значительную роль. Они всегда согреют душу и порадуют взгляд в вашем доме или квартире, создадут уют и дадут разнообразие в нашей повседневной жизни.
Отличительной особенностью программы «Волшебное плетение» является то, что кружковцы научатся применять для плетения несколько разных видов материалов (бумагу, бисер, ленты, газетные трубочки, мулине, сутаж и т.д.) и использовать разные способы плетения (бисероплетение, макраме, плоскостное плетение, объемное плетение из бумаги, спиральное и т.д.)
В программе сделан уклон на комплексный подход к содержанию:
- объединение известных и малоизвестных техник, способов при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;
- формирование у обучающихся специальных знаний в области разных видов плетения, необходимых для осуществления инновационных процессов в декоративно-прикладном творчестве;
- в организации внеурочного процесса осуществляется творческая работа, формируются универсальные учебные действия у обучающихся.
Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей в обучении конкретному ремеслу.
Именно поэтому мы решили создать кружок под названием «Волшебное плетение», на котором дети смогут попробовать себя в роли мастеров, изготавливать различные изделия и получать хороший результат для себя.
Для организации занятий на кружке используются следующие методы обучения:
· объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, схем, изделий)
· репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий)
· продуктивный (выполнение творческих работ, проектов, самостоятельная работа)
· метод поощрения ( моральная поддержка ребенка, одобрение)
· изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.)
Однако при организации подобного кружка необходимо учитывать, как было сказано выше, психологическим особенностям поведения младшего школьника. Поэтому занятия плетением должны проводиться в непринужденной обстановке, для полного раскрытия потенциала ребенка.
И соответственно требования к учителю, который проводит кружок, не маловажны. У него должны быть: не авторитарные методы руководства классным коллективом; вежливость и деликатность в общении; уважение личности каждого учащегося; умение одеваться со вкусом; соблюдение правил этикета в общении с учащимися и коллегами; свободная, грамотная, образная речь; методическое мастерство в применении таких форм обучения как игры, моделирование, упражнение [22].
Я.А. Коменский требует, чтобы учитель внимательно относился к детям, был приветливым и ласковым, не отталкивал от себя детей своим суровым обращением, а привлекал их отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей нужно легко и радостно, «чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно», помня об этом, мы на нашем кружке придерживаемся безоценочной формы работы, а это значит, что каждый ребенок видит результат, все работы имеют практическое значение и применяемы в жизни. Каждая работа кружковца имеет положительный отклик со стороны руководителя.
Таким образом, организация кружка по плетению имеет свои особенности, например такие как: кружковцы научатся применять для плетения несколько разных видов материалов (бумагу, бисер, ленты, газетные трубочки, мулине, сутаж и т.д.) и использовать разные способы плетения (бисероплетение, макраме, плоскостное плетение, объемное плетение из бумаги, спиральное и т.д.). Каждый член кружка не только учится сам, но может научить и других, а изделия выполненные на кружке, найдут широкое применение в жизни. Программа требует учета психологических особенностей детей, их возможностей в ручном труде, а также предъявляет высокие моральные требования к руководителю кружка.