Учебно - методическое обеспечение кружка «волшебное плетение» для учащихся 3 класса
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКА «ВОЛШЕБНОЕ ПЛЕТЕНИЕ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
Дипломная работа
студента
Курдюмовой
Татьяны Николаевны
Курс – 4
Группы – «НК»
Специальность – 44.02.02
Преподавание
в начальных классах
Научный руководитель:
Зубарева
Галина Риммовна,
преподаватель методики
преподавания технологии
с практикумом
Дата:_______________
Оценка:_____________
Подпись:____________
Оршанка
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………….. | ||
Теоретические аспекты организации дополнительного образования обучающихся в системе внеурочной деятельности в условиях начальной школы…………………………………………………………………………………….. | ||
1.1 | Требования к содержанию и структуре внеурочной деятельности …………………..... | |
1.2 | Дополнительное образование младших школьников в условиях школы ……………… | |
1.3 | Кружок как одна из форм внеурочной деятельности …………………………………… | |
1.4 | Психологические особенности младших школьников………………………………...... | |
Методическое обеспечение программы кружка «Волшебное плетение» в системе дополнительного образования учащихся 3 класса ………………………... | ||
2.1 | Плетение как вид рукодельного искусства младших школьников на уроках технологии и внеурочных занятиях……………………………………………………..... | |
2.2 | УМК для организации и проведения кружка «Волшебное плетение»………………..... | |
2.3 | Выводы и рекомендации ………………………………………………………………...... | |
Заключение ……………………………………………………………………………………..... | ||
Список использованных источников …………………………………………………………. | ||
Приложение ……………………………………………………………………………………… |
Введение
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования – воспитать личность, такой, которая способна к адекватной адаптации в современных условиях. Школа должна развивать такие качества выпускника, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Адекватное усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, получение навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе невозможно без знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли [3, с. 21-29]. Успешное овладение знаниями общеобразовательной школы происходит только благодаря интересу детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. Во внеурочной деятельности осуществляется то дальнейшее образование, повышение и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не в полной мере. Именно внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности [26].
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей, на основании всего этого составляется программа дополнительного образования, и реализуется она посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции и др.
Мы считаем, что одной из форм, которую сможет реализовать сама школа, в полной мере может стать кружок «Волшебное плетение». Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках, в том числе по изготовлению изделий способом плетения. Для более эффективной организации работы кружка обязательным является его обеспеченность учебно - методическим материалом, включающим: программу, конспекты и наглядные средства к ним. Именно этот комплекс, обеспечивающий проведение кружка «Волшебное плетение», нами представлен в рамках данной дипломной работы в помощь учителям начальных классов, которые захотят организовать такой кружок для учащихся своего класса и всех желающих детей.
Вышесказанное подтверждает актуальность нашей дипломной работы и позволяет выделить:
- объект исследования:методическое оснащение внеурочной деятельности в условиях начальной школы;
- предмет исследования:учебно – методическое обеспечение кружка «Волшебное плетение» для обучающихся 3 класса;
- цель исследования:разработать учебно – методическое обеспечение кружка «Волшебное плетение» для учащихся 3 класса: программу дополнительного образования, конспекты занятий и наглядные средства к ним.
Достижение цели данной дипломной работы требует постановки и решения следующих задач:
1.Изучить, обобщить и систематизировать доступную информацию по вопросам:
- требований к содержанию и структуре внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО;
- дополнительного образования младших школьников в системе внеурочной деятельности в условиях школы;
- форм организации внеурочной работы по технологии;
- возрастных особенностей младших школьников;
2.Разработать программу и учебно - методическое обеспечение кружка «Волшебное плетение» для учащихся 3класса:
- программа дополнительного образования ;
- конспекты занятий кружка;
- материалы, сопровождающие проведение занятий кружка;
3. Частично апробировать на практике проведение занятий кружка с младшими школьниками по изготовлению изделий способом плетения;
4.Сформулировать выводы и рекомендации на основе научного анализа полученных результатов исследования, подготовить и оформить материалы исследования к защите дипломной работы
Методы исследования:
Основной метод -исследовательская стратегия создания методического продукта;
Частные методы:
Теоретические
• научный анализ теоретических источников,
• аннотирование теоретических источников,
• теоретическое моделирование,
• способы организации умственной деятельности (мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация, обобщение, конкретизация, абстрагирование; умозаключения: индукция, дедукция)
Эмпирические
• практическое моделирование
Этапы исследования:
Подготовительный этап
ü анализ содержания теоретического материала по проблемам: требования к содержанию и структуре внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО; дополнительное образование младших школьников в системе внеурочной деятельности в условиях школы; формы организации внеурочной работы по технологии; возрастные особенности младших школьников; техника плетения изделий из разных материалов;
ü определение и обоснование актуальности проблемы;
ü формирование научного аппарата исследования;
ü разработка и оформление теоретической части дипломной работы.
Исполнительный этап
ü составление программы дополнительного образования художественно - эстетической направленности кружка «Волшебное плетение»;
ü разработка конспектов и наглядных средств к организации занятий кружка.
Заключительный этап
ü оформление материалов исследования в соответствии с требованиями
ü анализ результатов исследования
ü формулирование выводов и разработка рекомендаций
ü подготовка выступления и презентации к защите дипломной работы
ü защита дипломной работы
Наше исследование не претендует на сколько-либо заметную научную новизну.
Теоретическая значимостьданной дипломной работы заключается:
Ø в систематизация и обобщении изученной научно-теоретической информации по вопросам:
- организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
- дополнительное образование младших школьников в системе внеурочной деятельности в условиях школы;
- формы организации внеурочной работы по технологии;
- возрастные особенностей младших школьников;
Ø в разработке и описании научно-обоснованной системы работы учителя начальных классов – руководителя кружка по организации и проведению кружка «Волшебное плетение» (Программа дополнительного образования, конспекты занятий и наглядные средства к ним)
Практическая значимостьдипломной работы заключается:
Ø в разработке образовательной программы кружка «Волшебное плетение» для младших школьников в помощь учителям начальных классов, кружководам, студентам педколледжа и всем, кто занимается дополнительным образованием детей
Ø в разработке конспектов занятий кружка «Волшебное плетение»
Ø в разработке наглядных средств, сопровождающих проведение занятий
Ø в овладении автором диплома знаний, умений и навыков по плану и осуществлению исследования, а так же оформлению его материалов в соответствии с современными требованиями
Ø в возможности внедрения данного комплекса в практику деятельности автора данной дипломной работы и деятельности других педагогов, занимающихся воспитанием и обучением младших школьников
Структура работы:дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Требования к содержанию и структуре внеурочной деятельности
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. А что же такое само понятие внеурочная деятельность?
В разных источниках понятие внеурочная деятельность толкуется по-разному. Так Ш.А. Амонашвили понимает его как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Причем, согласно ему, направления, формы и методывнеурочной (внеклассной) работыпрактически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [18].
В Российской педагогической энциклопедии под редакцией В.В. Давыдова внеурочная работа также представляется как, составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В энциклопедии также утверждается, что внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие эта работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанную на принципах добровольности, активности и самостоятельности [18].
ВФедеральном Государственном Образовательном СтандартеВнеурочная (внеучебная) деятельность учащихся определяется как деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [26].
Таким образом, внеурочная деятельность педагогами рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.Ведь и на уроках, и на занятиях кружков и факультативов решаются поставленные учебные задачи. Хотя нужно понимать, что задачи внеурочной деятельности могут быть не связанными с решением учебных задач.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В тоже время она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность, прежде всего, организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание личности ребенка, в соответствии с его индивидуальными способностями.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся [19].
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение [25]. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена организационная модель, приведенная нами выше, согласно которой она может осуществляться через: классное руководство, учебный план школы (секции, школьные научные общества), дополнительное образование, группы продленного дня, деятельность педагога-организатора, старшего вожатого и т.д.
Согласно письму Минобрнауки №03-296 от 12.05.2011 года, школа, опираясь на данную базовую модель, может реализовать один из четырех типов организационных моделей внеурочной деятельности: модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); модель «школы полного дня; оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); инновационно-образовательная модель. Каждая из них имеет свои «плюсы» и «минусы» [22].
Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Связующим звеном при этом выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня.
Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель в соответствии со своими функциями и задачами. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении. В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности. Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта [4,с 36].
Так какие же требования предъявлены к организации и проведению внеурочных занятий.
· обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
· заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
· информативность используемого материала;
· привлекательность форм внеурочной работы;
· обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
· целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
· массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности [17].
В организации и проведении внеклассной деятельности различают различные формы работы, такие как: массовые, групповые и индивидуальные.
К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.
Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.
Содержание этих занятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.
Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным вечером – концертом.
Групповыеформы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).
Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д [18].
Структура подготовительной работы внеурочного занятия состоит из:
1. Консультации с администрацией школы, с классным руководителем, с учителем-куратором, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятия
2. Определение темы и даты проведения мероприятия
3. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия
4. Определение формы проведения мероприятия
5. Разработка программы-сценария мероприятия
6. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.
7. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала)
8. Распределение ролей и поручений
9. Проведение консультаций и репетиций
10. Оформление места проведения мероприятия.
11. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов
12. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо)
13. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.)
14. Анализ мероприятия, выводы [25].
Примерной схемой анализа внеклассного мероприятия можно считать:
1. Актуальность выбора темы мероприятия.
2. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям, уровню владения иностранным языком.
3. Связь с учебной программой.
4. Массовость и активность учащихся в подготовке и проведении мероприятия.
5. Адекватность приемов, способов и форм проведения мероприятия поставленным целям.
6. Успешность реализации поставленных целей.
7. Оценка мероприятия участниками, коллективом педагогов учебного учреждения и методистами [25].
Таким образом, изучив различные литературные источники мы можем дать определение понятию «внеурочная деятельность» которая понимается как совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Так же благодаря электронным источникам мы изучили требования, которые предъявлены к содержанию внеурочной деятельности и ее структуру. Внеурочная деятельность это одна из форм организации свободного времени учащихся, которая имеет большие возможности в своей реализации.
1.2 Дополнительное образование младших школьников в условиях школы
1.2.1 Особенности дополнительного образования детей
Понятие «дополнительное образование» появилось относительно недавно. До него существовало скорее понятие «внешкольное образование», которое было принято еще в 1917 году Народным комиссариатом просвещения РСФСР и просуществовало вплоть до 1992 года.
На разных этапах внешкольное образование определялось по-разному. По мнению Медынского Е.Н., внешкольное образование – это всестороннее гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях. Он же отмечал, что внешкольное образование – это процесс, длящийся всю жизнь, не имеющий законченного характера [14, c.25]. Более поздние исследователи под внешкольным образованием понимали процесс и результат формирования у учащихся социокультурного опыта в процессе познавательной деятельности во внешкольных учреждениях, направленной на развитие творческих способностей школьников в области науки, техники и культуры и организацию их целесообразного досуга.
В 1992 году в связи с принятием закона «Об образовании» понятие «внешкольное образование» сменяется понятием «дополнительное образование». Было дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования. Теперь под дополнительном образованием в соответствии со статьей 26 закона «Об образовании» понимались образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях, а также учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества.
В действующем законе «Об образовании» дается более четкое определение «дополнительному образованию». Под ним понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательной потребности человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, т.е. дополнительное образование представляется как часть системы непрерывного «через всю жизнь» образования [19]. Ведь в наш стремительный век современных технологий важно постоянное систематическое изучение смежных дисциплин, а реализовать это стремление возможно в системе дополнительного образования.
Работа системы дополнительного образование в современной России регламентируется рядом нормативных актов, прежде всего, ФЗ № 273 «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом, Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной постановлением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г., письмом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также письмом Минобрнауки от 12.05.2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Интересно, что современное дополнительное образование проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей системы образования, культуры и спорта, но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждениях профессионального образования, а также в молодежных, частных и других организациях [20].
Так в письме министерства образования №03-296 была предложена модель организации внеурочной деятельности, в которой дополнительное образование занимает важное место (рис.1), т.к. реализуется, судя по ней, как на базе образовательного учреждения (школы), так и на базе учреждений дополнительного образования детей (УДОД) [22].
Внеурочная деятельность |
Инновационная площадка по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ |
Иные педагогические работники (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, ст.вожатый) |
Учебный план ОУ (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.) |
Дополнительное образование ОУ (кружки, секции, поисковые и научные исследования и т.д.) |
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД |
Группы продленного дня |
Классное руководство (экскурсии, соревнования, диспуты и т.д.) |
Рисунок 1- Базовая организационная модель реализации внеурочной деятельности
Нужно также отметить, что дополнительное образование ориентировано на формирование и развитие творческих способностей детей. Выделение «творческих» из общей совокупности способностей в тексте закона целесообразно понимать в качестве особого значения развития у учащихся именно «творческости» (креативности), а не отказ от развития иных способностей. При этом творческиеспособности понимаются, как свойства личности, позволяющие человеку решать задачи оригинальными (новыми, не традиционными, не стандартными) способами [21].
Важным также является ориентация на развитие индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом и (или) профессиональном совершенствовании, на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Укрепление здоровья стало в последние годы общей задачей для всех образовательных организаций, в то же время в организациях дополнительного образования для решения этих задач имеются все необходимые условия.Дополнительное образование, кроме выше перечисленного, организует свободное время, как взрослых, так и детей.
Согласно пункту 4 статьи 12 ФЗ «Об образовании» среди дополнительных образовательных программ можно выделить: дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые как для взрослых, так и для детей и дополнительные предпрофессиональные программы, реализуемые исключительно для детей; а также дополнительные профессиональные программы, подразделяющиеся на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки [26].
Согласно приказу Минобрнауки России № 1008 образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
· формирование и развитие творческих способностей учащихся;
· удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
· обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
· выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
· профессиональную ориентацию учащихся;
· создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
· подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
· социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
· формирование общей культуры учащихся;
· удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
При этом выделяется 5 основных направлений дополнительных образовательных программ: техническое, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое и социально-педагогическое [25].
Необходимо отметить, что использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит повысить качество образования и воспитания, реализовать процесс становления личности в разнообразных развивающих средах, содействовать профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни и т.д.
Дополнительное образование детей может стать одним из ведущих ресурсов для выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка в процессе образования [8, с. 30 ].
Содержание дополнительных образовательных программ, согласно пункта 5 статьи 14 ФЗ «Об образовании», определяется конкретным образовательным учреждением, его образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно [26].
Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования;
- направленностям дополнительных образовательных программ;
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения [8, с.22].
Согласно письму Минобрнауки России программа дополнительного образования детей должна включать следующие структурные элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание изучаемого курса, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы и список литературы. К каждому элементу предъявлены четкие требования. Так на титульном листе рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
- название дополнительной образовательной программы;
- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
- срок реализации дополнительной образовательной программы;
- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
- год разработки дополнительной образовательной программы.
Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы. Следует обосновать сущность сложившийся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности детей [22].
В пояснительной записке следует раскрыть:
- направленность дополнительной образовательной программы (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);
- новизну (новое решение проблем дополнительного образования, новые методики, технологии), актуальность (основывается на анализе социальных проблем, педагогического опыта, родительского спроса, требованиях системы образования), педагогическую целесообразность;
- цель и задачи дополнительной образовательной программы;
- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
- формы (формы организации деятельности учащихся, методы обучения, формы проведения занятий) и режим занятий (продолжительность и количество занятий в неделю с обоснованием выбора);
- ожидаемые результаты (должны быть указаны конкретные знания и умения) и способы определения их результативности;
- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исслед