Студенчество КУ в период хрущёвской оттепели и эпохи развитого социализма.

С наступлением «оттепели» контроль над повседневной жизнью преподавателей университета перестал быть тотальным. Почти полностью исчезли доносительство, покаянные суды чести и проработочные кампании, жертвами которых становились за проступки не только политического, но и морального свойства. Как результат, новое поколение вузовской интеллигенции, пришедшее в КГУ уже после смерти И.В. Сталина, отличалось от своих предшественников большей независимостью суждений и трезвым взглядом на советскую действительность.

В то время как преподаватели-«пятидесятники» пытались использовать «оттепель» в целях демифологизации социогуманитарного знания, их старшие коллеги ратовали за сохранение в системе высшего образования чёткой системы идеологических координат, по образцу той, что существовала при И.В. Сталине. Конфликты мнений, случавшиеся время от времени на кафедрах общественных наук, способствовали распространению в университете демократического стандарта дискуссий.

На исходе «оттепели» в Казанском университете произошло оформление исторической и литературоведческой научных школ. Первая специализировалась на изучении истории Октябрьской революции в Среднем Поволжье. Кафедра литературы приступила к разработке малоизученной на тот момент проблемы – романтизма в русской дореволюционной и советской литературе.

Проблема влияния «оттепели» на умонастроения студентов КГУ – представителей поколения «шестидесятников»: Привлечение студенчества к решению насущных вопросов социально-экономического и культурного развития страны – весьма типичное для советской молодёжной политики явление. Своеобразие ситуации «оттепели» заключалось в том, что на комсомольский призыв 1956-о и последующих годов откликнулось поколение молодых людей, в большинстве своём утративших безоговорочную веру в коммунистический идеал. В кампании освоения целины, деятельности студенческих стройотрядов и народных дружин они участвовали, руководствуясь соображениями не столько идейного, сколько романтического, материального и даже карьерного свойства. Вследствие этого, трудности и противоречия, с которыми студенты сталкивались в практике комсомольской работы, они воспринимали не в качестве «издержек построения светлого будущего», а как свидетельство слабости и несправедливости существующей системы взаимоотношений власти и общества. Социальный опыт, вынесенный респондентами из участия в мероприятиях общественной жизни КГУ 1950 – 1-й пол. 60-х гг. состоял в следующем:

1. Знакомство с представителями тех категорий советских граждан, которые более всего ощутили на себе последствия государственного террора конца 1920 – начала 50-х гг.: депортированных в годы войны народов, колхозного крестьянства, спецпереселенцев. Их условия жизни, правовая и экономическая незащищённость опровергали миф о том, что проявления культа личности в прошлом.

2. Просчёты в организации народных дружин и, в особенности, крах сельскохозяйственных инициатив Н.С. Хрущёва свидетельствовали о превалировании в деятельности общественно-политических организаций страны идеологических мотивов над соображениями здравого смысла.

3. Формированию критического и даже негативного отношения к власти среди участников целинной эпопеи способствовало географическое расположение зерносовхоза «Казанский» – в непосредственной близости от места проведения ядерных испытаний, стоившее многим целинникам здоровья.

Приведённые выше положения объективно способствовали девальвации части официальной системы ценностей в массовом сознании студенчества. Вместе с тем, не без влияния комсомольских мероприятий 1950 – 1-й пол. 60-х гг. сложилась особая социокультурная общность – выпускников Казанского университета периода «оттепели».

Контркультурные явления «стиляжничества» и литературы «самиздата» не стали определяющими в духовной жизни студентов Казанского университета 1950 – 1-й пол. 60-х гг. Гораздо более заметный след в памяти его выпускников оставили произведения поэтов-«шестидесятников», Ф.А. Абрамова, А.И. Солженицына, А.М. Гилязова и других писателей, опубликованные в открытой печати. Увлечение же западной эстрадой, хотя и охватило самые широкие слои учащейся молодёжи, не приобрело диссонирующих с официальной советской действительностью форм. Вместе с тем, само её появление в университетской среде свидетельствовало о том, что свойственные эпохе культа личности идеологическая выверенность и, как следствие, однообразие культурного кругозора студенчества безвозвратно ушли в прошлое.

Падение авторитета Н.С. Хрущёва, по крайней мере, среди студентов Казанского университета. Венгерские события осени 1956 г. и ухудшение продовольственной ситуации в стране на рубеже 1950 – 60-х гг. воспринимались ими, в первую очередь, как результат неспособности хрущёвского авторитаризма исполнять взятые на себя обязательства. Наверное, поэтому современники, хотя и понимали истинную подоплёку политического поворота 14 октября 1964 г., отнеслись к факту его свершения с чувством облегчения и надеждой на перемены к лучшему.

27. Наука в Казанском университете в 1950-1970.

В ту пору КГУ состоял из 7 факультетов, 50 кафедр готовили специалистов по 20 специальностям, охватывающим весь комплекс фундаментальных наук. Преподавательский состав насчитывал 316 штатных единиц, не считая сотрудников научных подразделений: НИММ, НИХИ, АОЭ. Среди сотрудников и преподавателей было 27 докторов и около сотни кандидатов наук. Студенческий контингент составлял 3,5 тысячи человек

В мире развёртывалась научно-техническая революция. Многовековая история науки переживала переломный момент. Классические способы расширения научного знания себя исчерпали. НТР требовала новых интенсивных методов научного поиска. Среди них на первый план выдвигались общая математизация научного знания и применение физических методов исследований в самых разных дисциплинах.

Руководство КГУ и его профессорская корпорация оказались на уровне понимания этой объективной необходимости. Во второй половине 50-х годов число физических кафедр удваивается и достигает 10, создаются новые лаборатории. В 1960 г. физико-математический факультет был разделён на физфак и мехмат. Физики интенсивно использовали хоздоговорные отношения с предприятиями и ведомствами, получая от этого возможности открывать новые лаборатории, оснащать их современными приборами и оборудованием. Быстро возрастал кадровый состав физфака, за два десятилетия на факультете было защищено 22 докторских и около 220 кандидатских диссертаций.

На этом этапе физфак стал самым крупным факультетом КГУ. У математиков наряду с классическими фундаментальными исследованиями с начала 60-х годов начинают развиваться новые направления. Большую роль в этом сыграл Чеботарёвский институт. С созданием в 1957 г. лаборатории математического анализа постепенно формируется Вычислительный центр, в НИИММ создаются отделы кибернетики, теории вероятностей и математической статистики, а на мехмате – кафедры вычислительной математики, прикладной математики, теоретической кибернетики.

Когда народнохозяйственный механизм страны потребовал научных разработок и огромного количества специалистов по ЭВМ, в университете уже была для этого создана солидная научная основа. Казанский университет один из первых организовал подготовку соответствующих специалистов, открыв в 1969 г. новую специальность на мехмате, а в 1978 г. создав отдельный факультет ВМК.

Стратегия М.Т.Нужина состояла в том, чтобы, развивая этот комплекс, использовать достижения математики и физики в качестве рычага, с помощью которого можно было бы поднять уровень исследований на всех направлениях науки. История университета показала, что этот подход вполне оправдал себя. Уже в 50-х годах физические и математические методы получили широкое применение у химиков, геологов, биологов, географов, экономистов. Причём всё это происходило естественным путём, без всякого административного нажима. Ректорат лишь способствовал такому ходу развития. Структурировалось лишь то, что вызревало по существу.

Становление факультета ВМК КГУ – самый классический пример. Сдвиги в научно-исследовательской работе потребовали серьёзной корректировки учебного процесса. Ректорат направляет работу факультетов по пересмотру учебных планов, приведению их в соответствие с передовыми достижениями науки. Создаются новые, хорошо оснащённые учебные лаборатории и кабинеты. На факультетах обновляются наборы общих и специальных курсов.

Большой заботой ректора была квалификационная характеристика штатного состава. Для успешного роста квалификации необходимо было создать условия, в частности, возможность публикаций результатов научных исследований. В 1958 г. было создано Издательство Казанского университета, за два десятилетия оно выпустило сотни солидных научных монографий. Кроме того, регулярно выходили «Известия вузов. Математика», труды ряда научных семинаров. Вторая проблема заключалась в том, что, если по многим специальностям в КГУ и действовали кандидатские диссертационные советы, то докторских советов было мало. Приходилось использовать выездную форму докторантуры. 8 сентября 1966 г. ЦК и Совмин СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию высшего образования». В нём были выделены так называемые базовые университеты, в числе первых к ним был отнесён и Казанский, к тому же он был переведён в ведомство союзного Минвуза.

28. Казанский университет в годы горбачёвской перестройки. (т.е. 1985-1991)

В 1989 году при университете открыт культурно-спортивный комплекс (КСК КГУ «Уникс»).

В это время ректорами были:

Наши рекомендации