Целями обучения в высшей школе являются
а) отражением требований образовательного государственного стандарта по специальности
б) ориентиром для отбора содержания, форм, методов и средств построения учебно-воспитательного процесса
в) критерием достижения запланированных результатов на всех этапах подготовки специалиста
г) важнейшим средством интеграции всех дисциплин учебного плана
д) категорией, определяющей выбор форм обучения
11. Для целей обучения характерно
а) цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент
б) цели обучения и содержание обучения - понятия тождественные и различаются лишь условно
в) цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения
г) содержание обучения определяет цели обучения
д) целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах
12. Целями лекции являются
а) формирование теоретических и практических умений
будущего специалиста
б) формирование профессиональных уметши, умений общаться
и взаимодействовать в процессе практической деятельности
в) формирование теоретического мышления будущего специалиста,
обоснование ориентировочной основы его деятельности
г) реализация модели деятельности специалиста (квалификационной характеристики)
д) формирование умений экспериментального подтверждения
теоретических положений
13. Целями лабораторных занятий являются
а) формирование теоретических и практических умений
б) формирование профессиональных умений, умений общаться и взаимодействовать в процессе практической деятельности
в) формирование системного мышления, обоснование схем ООД, разрешение межпредметных и профессиональных ситуаций средствами учебной дисциплины
г) реализация модели деятельности специалиста (квалификационной характеристики)
д) формирование умений экспериментального подтверждения теоретических положений
14. Целями "игрового" практического занятия (включающего деловые игры)
а) формирование системы практических умений будущего специалиста
б) формирование умений профессионального общения и взаимодействия
в) формирование системного практического мышления специалиста
г) реализация ролевой модели деятельности специалиста
д) формирование умений экспериментального подтверждения теоретических положений
15. Под содержанием образования понимается
а) перечень предметов учебного плана, количество часов на их изучение, указание тем и разделов
б) совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, которыми должен овладеть студент
в) круг знаний, который обретает каждый обучающийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей и потребностей
г) средства и приемы восприятия, запоминания и логического мышления, которым обучаются студенты
д) перечень основных понятий, которыми должен овладеть каждый обучающийся
16. Содержание обучения
а) соответствует целям обучения
б) представляет собой перечень умений и навыков
в) отражает содержание наук и специфику профессионального труда будущего специалиста
г) опирается на модель деятельности специалиста
д) зависит от научных пристрастий преподавателя
17. Процесс обучения - это
а) управление познавательной деятельностью
б) контроль за усвоением знаний, умений и навыков
в) совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучающихся, развитие их способностей и интересов
г) целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков, подготовка к жизни и труду
д) процесс воспитания мировоззрения учащихся
18. Учебный план для высших учебных заведений - это
а) программа обучения
б) финансово-отчетный документ
в) директивный документ Министерства образования Российской Федерации
г) перечень дисциплин, подлежащие изучению в вузе, с указанием часов на их изучение и форм проведения учебных занятий
д) произвольно составленный план работы
19. Учебная программа - это
а) документ, в котором определены содержание конкретного учебного предмета и количество часов, которое отводится на изучение каждой темы курса
б) документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться на определенном этапе, количество часов на их изучение
в) указание параметров готовности специалиста к самостоятельной работе в избранной сфере труда
г) перечень целей усвоения содержания учебной дисциплины и требования к его усвоению студентами
д) перечень профессионально-должностных обязанностей будущего специалиста
Рейтинг-контроль 2
1. Воспитательный процесс в ВУЗе предполагает
а) умение педагога воспитывать учащихся через содержание и способы изложения своей дисциплины
б) обязательное участие учащихся в общественно-просветительских и культурных мероприятиях
в) самовоспитание учащихся и педагогов
г) наличие института кураторов
д) соблюдение норм поведения преподавателями и студентами
2. Традиционные формы организации учебного процесса включают в себя
а) занятия по линии факультета общественных профессий (ФОП)
б) олимпиады
в) собеседования
г) экскурсии
д) лекции, семинары, практические занятия, производственную практику
3. Управление учебным процессом - это
а) оценка достижения цели обучения
б) контроль и коррекция усвоения учебного материала
в) тщательный отбор учебного материала
г) организация познавательной деятельности студентов по усвоению содержания учебной дисциплины
д) поддержание дисциплины
4. Под методом обучения следует понимать
а) способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащиеся, направленной на достижение целей обучения, воспитание и развития
б) способ передачи знаний учащимся
в) такую исходную закономерность, которая определяет организацию учебного процесса
г) способ сотрудничества педагога с учащимися
д) способ организации познавательной деятельности учащихся
5. К методам обучения относят
а) беседу
б) рассказ
в) имитацию
г) моделирование
д) иллюстрацию
6. Основная педагогическая цель подготовки курсовой и дипломной работы состоит в следующем
а) формирование и отработка умений
б) обеспечение основ научных знаний
в) практическое применение знаний и умений
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы
7. Форма обучения "производственная практика" имеет следующую педагогическую цель
а) формирование и отработка умений
б) формирование основ научных знаний
в) обучение практическому применению сформированных на занятиях знаний и умений в реальных условиях профессиональной деятельности
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам и технологии проведения научно-исследовательской работы
8. Форма обучения "лекция"
имеет следующую основную педагогическую цель
а) формирование и отработка умений
б) закладывает основы систематизированных научных знаний
в) применение знаний и умений в практике
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам технологии научно-исследовательской работы
9. Форма обучения "практическое занятие" имеет следующую основную педагогическую цель
а) формирование и отработка умений
б) закладывает основы научных знаний
в) применение знаний и умений в практике
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) приобщение к принципам, правилам технологии научно-исследовательской работы
10. Форма обучения "семинарское занятие" имеет следующие педагогические цели
а) формирование и отработка умений
б) закрепление научных знаний, полученных на лекции
в) применение знаний и умений в практике
г) углубление знаний в области изучаемого предмета
д) развитие умений обсуждения профессиональных проблем
11. Основной целью практического занятия является
а) закрепить знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях
б) дать теоретическое обоснование темы
в) научить студентов использовать теоретический материал в практических ситуациях
г) помочь донести изложенный па занятии материал до экзаменов
д) определить логическую последовательность учебного материала по теме
12. Структура практического занятия включает в себя:
а) мотивационную установку
б) наличие учебного плана
в) контроль исходного уровня знаний и умений
г) планирование времени занятий по видам деятельности
д) самостоятельную работу учащихся
13. При проблемном обучении
а) учебный материал разделяется на дозы
б) создаются ситуации интеллектуального затруднения
в) при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала
г) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению
д) обучающиеся добывают знания в сотрудничестве с преподавателем посредством самостоятельной творческой деятельности
14. При программированном обучении
а) учебный материал разделяется на дозы
б) создаются ситуации интеллектуального затруднения
в) при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала
г) учебный процесс состоит из последовательных шагов,
содержащих порции знаний и указаний на мыслительные действия по их усвоению
д) знания добываются путем собственной творческой деятельности
15. Сферами применения программированного обучения являются:
а) заочное обучение
б) семинарские занятия
в) самостоятельная работа
г) тестовый контроль
д) проблемные лекции
16. Прочность усвоения знаний зависит
а) от методов обучения
б) от организации запоминания учебного материала
в) от степени использования знаний в практике
г) от глубины осмысления материала
д) от индивидуальных особенностей учащихся
17. Целью дидактической диагностики является
а) опрос обучающихся,
б)определение числа неуспевающих в группе
в)выявление содержания и структуры занятия
г) оценка уровня усвоения студентами содержания обучения
д) выявление состояния здоровья учащихся
18. Можно ли считать, что функция управления присуща лишь некоторым методам обучения?
а) да, с целью управления обучением разработаны некоторые специальные методы
б) это общая функция всех методов
в) ничего определенного сказать нельзя: все зависит от обстоятельств
г) посредством метода лишь достигаются дидактические цели и больше ничего
д) функция управления во всех методах отсутствует
19. Цели обучения конкретного занятия определяются
а) материалом учебника
б) учебным планом данного факультета программой данного учебного курса
в) программой данного учебного курса
г) пособием для самостоятельной работы студента
д) квалификационной характеристикой специалиста
20. Эффективность обучения определяется
а) применением технических средств
б) выживаемостью знаний, умений и навыков
в) точной регламентацией структуры занятия
г) удовлетворенностью студентов результатами обучения
д) степенью достижения целей обучения
21. Контроль - это
а) способ наказать студента преподавателем
б) определение степени подготовки студентов к дальнейшей учебе и практической деятельности
в) способ преподавателя проявить свою власть
г) выявление степени соответствия исходного уровня и результатов промежуточного и конечного этапов обучения заданным целям
д) оценка добросовестности учащихся
22. Функции педагогического контроля в обучении состоят
а) в принятии решений относительно личности студента
б) в оценке знаний, умений и навыков студента
в) в осуществлении социальной справедливости
г) в своевременном выявлении отставания обучающихся по предмету
д) в определении эффективности методов обучения
23. При проведении контроля теоретических знаний необходимо проверить:
а) знание последовательности выполнения действий
б) понимание значений употребляемых слов
в) основные правила, закономерности, аксиомы
г) знание истории развития предмета
д) уровень развития личности учащегося
24. Видами оценок, используемых в ходе обучения, являются
а) описательные
б) альтернативные
в) многовариантные
г) балльные
д) соответствующие заранее установленным критериям
25. Основными требованиями к тестовому контролю являются:
а) адекватность целям обучения
б) надежность контроля
в) наличие инструкции опрашиваемым
г) наличие эталона ответа
д) автоматизация
Рейтинг-контроль 3
1. В переводе с греческого педагогика означает:
а) детовождение
б) воспроизведение
в) управление
г) закрепление
2.Форма получения образования, где в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый-преподаватель» называется:
а) самообразование
б) очная
в) заочная
3.Образовательные программы разрабатываются на основе:
а) концепции образования
б) программы развития образования
в) закона об образовании
г) образовательного стандарта
4.Метод обучения, обеспечивающий усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений, поиска, «открытия»:
а) рассказ
б) объяснение
в) решение проблемы
г) частично-поисковый метод
д) демонстрация
5.Впервые термин «дидактика» ввел:
а) Я.А. Коменский
б) В. Ратке
в) Ж.Ж. Руссо
г) И.Г. Песталоцци
6.Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:
а) эксперимент
б) наблюдение
в) измерение
г) анкетирование
7.Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
а) зачем учить
б) чему учить
в) как учить
г) когда учить
д) где учить
8.Наглядные методы обучения условно можно разделить на 2 группы:
а) иллюстрация и демонстрация
б) беседа и демонстрация
в) семинар и наблюдение
г) словесные и наглядные
д) дискуссия и видеометод
9.Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:
а) прочности
б) научности
в) систематичности и последовательности
г) доступности
д) наглядности
10.Получение информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов — это:
а) педагогический мониторинг
б) педагогическая диагностика
в) педагогическая рефлексия
г) педагогический менеджмент
д) педагогический анализ
11.Основной метод воспитания – это:
а) убеждение
б) слово учителя
в) приучение
г) пример
12.Наказание – это:
а) метод воспитания, проявляющийся в форме требования
б) управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел
в) способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия
г) воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни
13.Воспитательный процесс – это процесс:
а) взаимодействия
б) воздействия
в) рефлексии
г) действия
14.Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
а) культурологический подход
б) психологический подход
в) индивидуальный подход
г) комплексный подход
д) системный подход
15.Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:
а) доступности
б) научности
в) последовательности и систематичности
г) связь теории с практикой
д) наглядности
16. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:
а) сотрудничество семьи, школы, общественности
б) взаимоотношения воспитателей и воспитанников
в) влияние на воспитанника через коллектив
г) влияние родителей и воспитателей на воспитанника
д) влияние на волю, сознание и поведение воспитанника
17. Целенаправленный процесс формирования ценностных отношений, сознательности и ответственности — это:
а) физическое воспитание
б) нравственное воспитание
в) трудовое воспитание
г) эстетическое воспитание
д) умственное воспитание
18. Мониторинг – это:
а) часть операционной системы
б) технические средства обучения
в) углубленное изучение
г) наблюдение, оценка и прогноз образовательного процесса
19. Вставьте пропущенное слово:
…………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.
6.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Дайте характеристику «Преподаванию права» как учебной дисциплине.
2. Перечислите критерии отбора кандидатов для работы в качестве преподавателя вуза. Охарактеризуйте преподавателя вуза как профессию.
3. Назовите и дайте характеристику предмету дисциплины «Преподавание права».
4. Перечислите и охарактеризуйте основные функции методики преподавания права.
5. Дайте понятие методологии педагогической науки.
6. Дайте характеристику правовых основ высшего образования в Российской Федерации.
7. Опишите государственную политику в области образования. Ваше отношение к реформе образования.
8. Назовите основные проблемы в сфере юридического образования.
9. Охарактеризуйте современное юридическое образование в РФ.
10. Назовите структуру системы высшего юридического образования в РФ.
11. Охарактеризуйте трёхуровневую систему образования России.
12. Охарактеризуйте сближение российской системы образования с мировой.
13. Охарактеризуйте и выразите Ваше отношение к переводу системы высшего образования на болонскую модель.
14. Охарактеризуйте Федеральные государственные образовательные стандарты как совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.
15. Сделайте сравнительный анализ знаниевой и компетентностной моделей образования.
16. Охарактеризуйте сущность и цель правового образования в современный период.
17. Дайте понятие правового образования. Назовите функции правового обучения.
18. Назовите аспекты соотношения и взаимосвязи правового образования, правосознания, правовой культуры.
19. Охарактеризуйте взаимосвязь правового обучения и правового воспитания.
20. Разграничьте понятия метода, методики и методических приемов в преподавании юриспруденции.
21. Назовите и проанализируйте основания классификации методов правового обучения.
22. Назовите критерии выбора методов обучения в процессе преподавания права.
23. Охарактеризуйте методы обучения праву.
24. Дайте понятие педагогической инновации. Проанализируйте традиционные и инновационные педагогические технологии
25. Назовите сущность и понятие педагогической технологии. Проанализируйте соотношение технологии и других педагогических понятий.
26. Назовите и проанализируйте основания классификации педагогических технологий.
27. Охарактеризуйте педагогическое пространство и технологии воздействия на него.
28. Дайте характеристику технологиям педагогического общения.
29. Проанализируйте конфликты в педагогической деятельности и назовите технологии выхода из них.
30. Назовите методические и технологические проблемы современной дидактики высшей школы.
31. Охарактеризуйте технологию модульного обучения.
32. Охарактеризуйте проблемное обучение как педагогическую технологию.
33. Охарактеризуйте основные технологии контекстного обучения.
34. Дайте характеристику теории обучения в сотрудничестве.
35. Проанализируйте влияние содержания конкретных дисциплин на выбор технологии обучения.
36. Дайте понятие формы организации обучения.
37. Охарактеризуйте многообразие классификаций (типологий) форм организации обучения.
38. Охарактеризуйте сущностные признаки учебных занятий: общий фронт, учебный маршрут, временные кооперации обучающихся.
39. Охарактеризуйте индивидуальные учебные занятия. Назовите признаки индивидуальных учебных занятий.
40. Охарактеризуйте групповые учебные занятия. Назовите основные признаки групповых учебных занятий.
41. Охарактеризуйте коллективные учебные занятия. Назовите сущностные признаки коллективных учебных занятий.
42. Охарактеризуйте организационную структуру учебных занятий.
43. Назовите основные формы организации правового обучения в образовательных учреждениях.
44. Дайте характеристику лекции как форме учебной деятельности в вузе. Проанализируйте эффективность учебной лекции.
45. Опишите методику организации, подготовки и проведения (чтения) лекций.
46. Опишите методику чтения лекции.
47. Охарактеризуйте методы организации, подготовки и проведения практических занятий при преподавании юриспруденции.
48. Охарактеризуйте методы организации, подготовки и проведения семинарских занятий при преподавании юриспруденции.
49. Опишите методику организации самостоятельной работы студентов.
50. Опишите методику оценки знаний студентов
51. Дайте понятие и опишите формы контроля качества правового обучения.
52. Охарактеризуйте кредитно-модульную (балльно-рейтинговую) систему организации образовательного процесса.
53. Охарактеризуйте методические приемы обеспечения эффективности текущего и итогового контроля правовых знаний, умений и навыков.
54. Назовите цели, принципы, содержание и методы воспитания в юридическом ВУЗе
55. Охарактеризуйте профессиональную воспитанность юриста.
56. Охарактеризуйте сущность личности, процесс ее социализации.
57. Назовите формы организации воспитательного процесса в вузе.
58. Проанализируйте эффективность построения воспитательного пространства.
59. Охарактеризуйте профессиональную культуру преподавателя права
60. Проанализируйте совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу.
61. Проанализируйте профессионально-важные качества педагога.
62. Дайте понятие педагогической компетентности педагога, ее структуры и содержания.