Психотерапия педагогической деятельности.
Термин психотерапия в последнее время используется не только в медицинском значении - как лечение психических нарушений, но и в более широком смысле- как оптимизация психологического состояния в повседневной жизни, столь богатой тревогами, стрессами, депрессиями и другими пограничными состояниями, ухудшающими качество жизни, снижающими эффективность деятельности и создающими угрозу развития выраженных нарушений психического здоровья.
Психическое здоровье является важной составляющей частью здоровья человека, на психику ребёнка в образовательных учреждениях ложится большая нагрузка. Именно учитель - человек, который находится в контакте с ребёнком значительную часть дня, должен использовать психолого – педагогические приёмы и методы, направленные на оптимизацию психоэмоционального состояния учащихся в период их нахождения в школе.
Сфера деятельности педагогической психотерапии – управление психофизическим состоянием учащихся и педагогов в ходе учебного процесса, укрепление их психологического здоровья. Педагогическая психотерапия (ППТ) -это совокупность психолого - педагогических воздействий учителя на своих воспитанников с целью оптимизации их психофизического состояния на уроке.
Задачи учителя в области педагогической психотерапии:
Грамотно оценивать актуальное эмоционально – психологическое состояние учащихся, его динамику в процессе урока и при необходимости оперативно корректировать его.
Знать учащихся, отнесённых к какой-либо группе риска психологического здоровья.
Использовать педагогические технологии с учетом психологических особенностей своих воспитанников, их актуального эмоционально –психологического состояния, прогнозируя педагогический результат.
Целенаправленно формировать оптимальный психологический климат в классе.
По просьбе учащихся помогать им грамотно разбираться в некоторых социально- психологических проблемах (взаимоотношения с родителями, со сверстниками, проблемы любви и дружбы, внутриличностные проблемы).
Уметь дифференцировать вопросы, относящиеся к своей компетенции и вопросы, относящиеся к компетенции других специалистов( врачей - психотерапевтов, психологов и др.).
Приемы и методы педагогической психотерапии.
1.Приемы психофизической саморегуляции.
А)Мобилизирующие приемы.
Необходимы для быстрого перехода из одного психофизиологического состояния в другое, что в современных условиях жизни, с ее стремительным темпом, весьма актуально, особенно для воспитателя. Желательно использовать при подготовке и проведении ответственного разговора, принятии важного решения, при необходимости защититься, дать отпор коммуникативному агрессору, вывести из состояния покоя, безразличия, усталости, для обретения второго дыхания. Это аналог чашечки кофе, но более оперативного действия.
Б) Успокаивающие приемы.
Основаны на релаксации, т.е. психоэмоциональном и мышечном расслаблении. Область использования – всевозможные проблемные и коммуникативные ситуации, состояния стресса и предстресса, устранение непродуктивного возбуждения, напряжения. Применимы на всех этапах – от предупреждения возникновения до психологической ликвидации последствий.
Умение расслабиться – важный навык для современной жизни. Во-первых, стресс сопровождается длительным, застойным мышечным напряжением. А отсюда и разнообразные боли, и хроническая усталость, и повышенное артериальное давление, и вторичные сосудистые спазмы. Расслабление обеспечивает именно то функциональное состояние нервной системы, в котором становится возможной действенная саморегуляция, т.е. устранение дефектов нервно-рефлекторного контроля жизни тела.
Приемы психологической поддержки.
Помогают укрепить самооценку ребенка, помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах. Именно при ее недостатке или ее полном отсутствии ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Поддержка предусматривает изменение привычного стиля общения и взаимодействия, сосредоточения на позитивной стороне поступков ребенка и поощрении того, что он делает хорошо. Обязателен отказ от ложных способов – ловушек поддержки, таких как гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят к деструктивным переживаниям, мешают нормальному развитию личности ребенка.
Подлинная поддержка ребёнка основывается на подчеркивании его положительных сторон, способностей, возможностей.
Методы психолого-педагогической коррекции актуального состояния позволяют вместо традиционного и неэффективного успокаивания («Возьми себя в руки!» и т.д.), использовать разнообразные приемы – мысленного переключения, эмоциональной раскачки, рефлексии и рационализации состояния, отыгрывание на детали, юмористической переработки. Они значительно повышают результативность педагогического воздействия и взаимодействия, благотворно влияют на психологическое состояние и здоровье учащихся.
Овладение методами и приемами педагогической психотерапии – возможность для учителя повысить качество своей педагогической деятельности, её творческой составляющей, а также укрепить своё психологическое здоровье и здоровье своих учеников. Это новая ступень профессионального совершенствования учителя и развития его личности.