Проблема воспитания в высшей школе.
5. Основные направления воспитания студентов.
1. Воспитание – процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и ее поведение. Это вторая форма присвоения социального опыта человеком. Центром воспитания выступает формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
В воспитании выделяют 2 основные тенденции.
Социализация личности, т.е. стремление освоить социальные условия жизни, нормы поведения
Индивидуализация – противостояние обществу, отстаивание своей индивидуальности.
В отличие от обучения основнойцелью воспитания выступает: развитие мировоззрения, морали; становление мотивации; формирование личностных черт, характера, человеческих поступков.
Главная задача– воспитание личности, обладающей качествами, которые необходимы для жизни в обществе.
Наряду с главной целью существуют задачи воспитания. Они не устанавливаются раз и навсегда, а меняются в соответствии с системой общественного устройства и социальными отношениями.
В стабильном обществе они определяются нормами морали, которая носит классовый, социальный характер. В нестабильном - общечеловеческими нравственными ценностями: понятие добра и зла, порядочности, гуманности, любви; а также ответственность, свобода, духовность – «приоритет нравственных идеалов над сиюминутными» (Сахаров).
Цели достигаются с помощью определенных средстввоспитания. Это способы организованного и неорганизованного воздействия, направленные на изменение личности: научение с последующим формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразование когнитивной сферы, социальных установок. А также комплексные способы: психотерапия, социально – психологический тренинг, личный пример воспитателя.
По характеру воздействия на человека средства воспитания делятся на: прямые и косвенные.
Прямые – непосредственное личностное воздействие одного человека на другого в прямом общении друг с другом..
«+»: можно продемонстрировать. Механизмы заражения, подражания, внушения.
«-»: Персональная и временная ограниченность применения.
Косвенные – с помощью каких – либо средств, без личных контактов.
«+»: многократность воспроизведения.
«-»: отсутствие эмоциональной силы, возрастные ограничения.
По включенности сознания воспитателя и воспитанника – осознанные, неосознанные.
Осознанные – воспитатель осознает цель, воспитанник тоже ее знает и принимает.
Неосознанные – без сознательного контроля со стороны воспитателя и воспитанника.
По направленности воспитательных воздействий:
Эмоциональные– поддерживают аффективные состояния, которые облегчают (затрудняют) принятие другими психологических влияний;
Когнитивные– преобразуют систему знаний человека;
Поведенческие – преобразуют поступки человека.
Воздействие на личность оказывается общественными организациями и структурами – институтами воспитания:семья, детский сад, школа, референтные группы, СМИ, самовоспитание
2.Большую роль в воспитании оказывает воздействие стихийных механизмов формирования личности: сдвига мотива на цель, идентификации, принятия и освоения социальных ролей.
Субъект, подвергаясь их воздействию, не осознает их в полной мере и не управляет ими сознательно. Воздействуя, они изменяют структуру личности.
Механизм сдвига мотива на цель.
Ребенок рождается с одними потребностями и мотивами, но не испытывает необходимости в других. В процессе воспитания данные мотивы формируются. Однако, встает вопрос: изменяется ли при этом что – либо в личности ребенка или данный процесс похож на дрессировку?
А.Н.Леонтьевым было установлено, что при доброжелательном, но требовательном отношении взрослого происходит перестройка в личности ребенка, изменяются его мотивы и ценности.
Механизм идентификации.
Связан с понятием идеал, эталон. Принятие эталона облегчает вхождение человека в новую социальную роль, усвоение им новых отношений, образование новых личностных структур.
Впервые возникает в дошкольном возрасте. Носит сначала внешний характер, но постепенно усваиваются вкусы, способы поведения родителей, их нормы и ценности. С возрастом круг общения ребенка расширяется, объектов для подражания становится больше.
Насильственное разрушение идеала очень болезненно переживается субъектом и может закончиться суицидом или полной перестройкой личности.