Систематика патохарактерологического развития личности.

К типу дисгармоничного развития кроме психопатий относится также патологическое формирование личности. Если причиной психопатий, как правило, являются наследственные или другие биологические факторы, то при патологическом формировании личности основными факторами являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в семье (Личко А. Е., 1983; Ковалев В. В., 1979).

В патогенезе патологического формирования личности основная роль принадлежит двум факторам: закреплению патологических реакций (протест, негативизм, отказ и др.), которые представляют собой форму ответов на психотравмирующую ситуацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспитанию таких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

Отклонения темпа полового созревания также рассматриваются как особый вид дисгармоничного развития (Лебединский В. В., 1985). При задержке полового развития церебрально-органического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер. Ускоренное половое созревание вследствие церебрально-органической патологии мозга также приводит к аномалии психического развития. К его проявлениям относится односторонняя взрослость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности, а также аффективность, взрывчатость, ограниченность познавательной активности, примитивность.

В. В. Лебединский на основе патопсихологического анализа описывает несколько видов дисгармонии психического развития у подростков. Это дисгармония внутри эмоционально-волевой сферы, что проявляется в асинхронии развития элементарных и высших эмоций. У такого подростка наблюдаются динамические расстройства, проявляющиеся в повышенной возбудимости, лабильности, вязкости и пр. Дисгармония между интеллектуальной и эмоционально-волевой сферой у подростка проявляется в том, что высокий уровень развития интеллекта у него не регулирует эмоционально-волевую сферу, и последняя оказывает большее влияние на интеллектуальное развитие подростка, чем при нормальном развитии (Лебединский, 1985).

Патопсихологические исследования дисгармонии психического развития имеют важное значение при анализе ее структуры и особенностей, но далеко недостаточное. Необходимы комплексные клинико-психологические исследования. В работах К. С. Лебединской с соавторами на основе комплексных клинико-психологических исследований подростков с нарушениями в аффективной сферы выделены три основных типа нарушений поведения у них:

- с преобладанием явлений психической неустойчивости;

- с преобладанием явлений аффективной возбудимости;

- с преобладанием расторможенности влечений (Лебединская, Райская, Грибанова, 1988).

Нарушение поведения первого типа тесно связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной сферы подростка, задержкой полового и физического созревания. Асинхронию психического развития авторы связывают с незрелостью структуры личности и стремлением таких подростков к имитации внешних форм поведения, соответствующих их паспортному возрасту. Асинхрония усугубляется также требованиями к подростку со стороны взрослых, которые ориентируются на паспортный возраст подростка и не учитывают его психическую незрелость.

Нарушение поведения по типу повышенной аффективности связано с ускоренным темпом полового созревания и наличием у подростков установок на более взрослый образ жизни. Асинхрония проявляется в несоответствии физической зрелости с интеллектуальной. Это способствует формированию аффективной возбудимости у подростка. Неблагоприятными средовыми факторами, способствующими повышению возбудимости, является авторитарный стиль воспитания, жестокость, принуждения подростка.

Нарушение поведения по типу расторможенности влечений авторы связывают с ускоренным темпом полового и физического созревания, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями. Асинхрония развития проявляется в диссоциации между ранним появлением влечений и незрелостью эмоционально-волевой сферы. Авторы подчеркивают, что это наиболее тяжелый тип нарушения поведения, и неблагоприятные средовые факторы могут способствовать формированию асоциального поведения.

Наши рекомендации