Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.
В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует соблюдения ряда дидактических правил:
• формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;
• деление изучаемого материала на логически связанные разделы и
блоки;
• использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей
и иных форм логического представления учебного материала;
• осуществление межпредметных связей;
• проведение уроков обобщения и систематизации;
• координация деятельности всех субъектов педагогического процесса
на основе единства требований, обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности
Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.
Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:
· обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность;
· подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий обучающихся;
· новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опирается на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые воспринимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счетновых обогащаются и углубляются);
· используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения.Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эффективность усвоения;
· активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение,сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного;
· процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.
Принцип воспитывающего обучения
Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства, соблюдает следующие правила:
· целенаправленно, сознательно и систематически осуществляет воспитание при изучении любой дисциплины;
· добивается, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами учащиеся понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира; за формой — содержание, за явлениями — сущность, за внешними признаками — внутреннее состояние материального мира и его закономерностей;
· использует воспитательные возможности каждой темы, каждого урока;
· учебный процесс строит таким образом, чтобы он позитивно влиял
на культуру поведения ученика, гуманизм и демократизм во взаимоотношениях;
· уважительно относится к личности обучаемого и одновременно проявляет разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;
· всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносит в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы общечеловеческих ценностей;
· не унижает, а возвышает личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к слабым сторонам знаний или умений, тактично поправляет ошибки, стимулирует учеников на преодоление трудностей.
Принцип связи теории с практикой
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
В основе этого принципа лежат закономерности: практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
Реализации данного принципа способствуют правила:
· опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
· показ области применения теоретических знаний;
· изучение современных технологий, прогрессивных методов труда,
новых производственных отношений;
· использование проблемно-поисковых и исследовательских заданий;
· применение знаний на практике;
· показ значимости ведущих научных идей, концепций, теорий, положений;
· решение задач и упражнений на основе производственных достижений.