Обобщение. Письма-сердечки своим близким.
-Ребята, поднимите руку, кто хочет жить в мире без любви?
- А кто хочет жить в мире, где правит любовь?
-Как уберечь, не потерять любовь?
-Всегда ли вы полной мерой проявляете свою любовь дорогим близким людям?
-Почему так получается?
У вас у всех есть бумажные сердечки. Напишите на них добрые ласковые слова или пожелания и подарите тому, кого вы любите: своим родным или друзьям. (Дети пишут и уносят сердечки с собой)
Заключение.
-Как вы думаете, обрадуются те, кто получит сердечко?
- Что он скажет или сделает?
-Ребята, как вы думаете, поможет наша сегодняшняя работа жителям волшебной страны? Чем?
- Кому сегодня стоит дать листочки для дерева добра?
(прикрепляют листочки к дереву)
Занятие 10 . Цветам нужно солнце, а людям — мир.
Цель: пробудить в детях стремление к духовному и нравственному совершенствованию посредством развития представления о таких добродетелях, как миролюбие и доброта
Этапы занятия:
1.Вводное слово ведущего - 2 мин.
1.1 Чтение текста - 3 мин.
1.2 Обсуждение ответов на вопросы к тексту - 5 мин.
2.Разбивание на группы - 5 мин.
3. Работа в группах.
3.1. Выполнение заданий -10 мин.
3.2. Предъявление результата - 10 мин.
4. Обобщение.
4.1. Заключительное упражнение - 5мин.
4.2.Заключительное слово ведущего - 5 мин.
Материалы для учеников: лист бумаги А-3, акварельные краски, карточки с пословицами, открытка.
Материалы для ведущего: письмо Христинки, письменные задания для групп, небольшие листики бумаги, на которых написаны роли, булавки.
Рекомендации к организации занятия:Столы для работы групп ставятся заранее.
Вводное слово ведущего.
-Вспоминаем, что было на прошлом уроке (сказка про волшебника Генриха). Именно добрые дела помогут взрастить дерево добра.
Чтение текста
Письмо Христинки.
Ребята, я рада сообщить вам, что не только вы помогаете нам, но и все жители страны стараются, как могут! Хочу рассказать о девочке, которая живет в нашей стране. Она очень хочет повзрослеть, но боится, что когда вырастет, обязательно будет совершать ошибки. Уже всерьез она начинает задумываться над тем, что взрослеть страшно, что привычный мир, в котором она живет, разрушится по ее вине. Девочка часто говорит своей маме: «Мама, я была маленькая, теперь я выросла, стала большой. У тебя теперь взрослый ребенок. Я вырасту, попрошу фею, чтобы она меня сделала такой маленькой лялечкой, я буду маленькой и не буду совершать ошибок». Мама задумалась над тем, как помочь дочери повзрослеть и не бояться совершать ошибки, тогда она предложила ей жить в согласии со всем миром, то есть стать миролюбивой, прислушиваться ко всему, что окружает. После этого совета маленькая девочка, как только может, старается не нарушать ничего вокруг. Она уже не обижает своего кота, не обзывает никого плохими словами и всегда предлагает близким свою помощь. Так неожиданно для самой себя девочка повзрослела!
Обсуждение ответов на вопросы к тексту.
Вопросы к тексту:
1. Чего боялась девочка?
2. Что предложила мама девочке, чтобы справиться со страхом?
3. Почему девочка повзрослела?
4. Что такое миролюбие?
Разбивание на группы (игровой момент).
Разрезать открытку на части, дети должны соединить открытку (нарезать фигурки по количеству участников в группе, должно получиться четыре открытки).
Работа в группах.
Теоретики.
Задание:Выберите из предложенного списка поговорки и пословицы о мире и миролюбии. Объясни их значение. Приведите примеры.
Приложение 10.1
Практики.
Задание: Дайте совет! Помогите ребятам разрешить эту ситуацию!
1. Миша постоянно обижал Лену. Она сердилась и старалась его стукнуть, чтобы Миша не приставал.
Что можно посоветовать Мише и Лене?
2. Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой, потому что ей нравился Сережа.
Что мог чувствовать Миша? Права ли Лена? Как помочь ребятам?
3. Лена и Миша стали дружить, но вскоре поссорились, потому что Миша неудачно пошутил, сказав, что она похожа на обезьянку.
- Объясните, как надо поступить Лене и Мише, чтобы снова дружить?
- Какое качество поможет ребятам? (Миролюбие)
Фантазеры.
Задание: Вспомните сказки, в которых есть ситуациипримирения, одобрения, согласия, прощения и опишите их.
Исследователи.
Задание
Г. Остер
«Вредные советы»
Решил подраться — выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем она тебе?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей.
Глядишь, как плачет, и кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи, и громко плачь,
И мамочку зови.
1. Почему стихотворение называется «Вредные советы»?
2. Каких людей изобразил поэт?
3. Можно ли их назвать миролюбивыми? Почему?
И. Токмакова «Обижалки»
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
1. Какими были девочки в начале стихотворения?
2. Так поступают настоящие подруги?
3. Какими стали девочки потом?
4. Можно ли их назвать миролюбивыми?
Предъявление результата.
Обобщение.
Заключительное упражнение
На листе формата А3 белым восковым мелком или свечкой нарисована радуга и на полосках записаны слова : миролюбие, мир, согласие, созидание, покой, лад, умиротворение, вражда, война, раздор, разрушение, разлад. Ведущий поясняет значение слов.
Миролюбие – стремление к сохранению мирных отношений, к миру, согласию.
Мир – дружеские отношения, отсутствие разногласий, вражды или ссоры.
Согласие – примирение, объединение.
Созидание – творчество.
Покой – мир и тишина, отсутствие тревоги.
Лад - гармония, мирные отношения, согласие, тишина, порядок.
Умиротворение - мирное состояние, успокоение.
Вражда - неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения.
Учитель просит ребят выбрать те слова, которые несут положительные эмоции и характеризуют миролюбие. Акварельными красками нужного цвета закрашивает полоски радуги, в этот момент слова проявляются.
Именно эта радуга поможет сделать мир ярче, добрее, умиротвореннее. Это значит, что каждое деревце засияет от красоты