Методы воспитания. Их классификация и обоснование выбора

Понятие методов воспитания как важнейших структурных компонентов, способов осуществления целостного педагогического процесса, включающих в себя цели и задачи воспитания, содержание, формы организации воспитательного процесса и его результаты. Классификации методов воспитания. Критерии выбора методов воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

Современные методы воспитания. Методы формирования сознания личности Цели применения: трансляция личности знаний об основных событиях и явлениях окружающего мира. Направленность методов на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Вербальность как основной признак (ориентация на слово). Разнообразие методов формирования сознания: рассказ, этическая беседа, диспут, лекция, объяснение, разъяснение, внушение, увещевание, пример. Условия эффективности применения методов. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения. Цели применения. Направленность методов на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Разнообразие методов организации деятельности и опыта общественного поведения: упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций. Условия эффективности применения методов. Методы стимулирования поведения и деятельности. Цели применения: формирование нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.); формирование умений правильно оценивать свое поведение, ориентация на осознание своих потребностей и выбор соответствующих им целей. Сущностная основа методов: воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности; воздействие на волевую сферу: развитие инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельности. Разнообразие методовстимулирования поведения и деятельности: поощрение, наказание и соревнование. Учёт психолого- педагогических требований в применении методов. Методы контроля и самоконтроля в воспитании. Цели применения и их направленность на оценку эффективности воспитательного процесса, т. е. на изучение деятельности и поведения воспитанников педагогом (методы контроля) и на познание воспитанниками самих себя (методы самоконтроля). Разнообразие методов контроля: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и т. п.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание педагогических ситуаций для изучения поведения воспитанников.Методы самоконтроля: самоанализ и самопознание; их направленность на самоорганизацию чувств, разума, воли и поведения личности, обеспечение процесса внутреннего духовного самосовершенствования воспитанника и способствование переводу процесса воспитания в самовоспитание. Условия управления процессами самопознания и самоанализа.

14. Новое содержание воспитательной работы в современной школе

Содержание воспитательной работы в современной школе, обусловленное требованиями ФГОС нового поколения. Формы воспитательной работы как часть процесса воспитания, их зависимость от целей, содержания, методов, конкретных педагогических ситуаций, воспитательных задач. Их разнообразие, индивидуальность, неповторимость. Обоснованность классификации форм воспитательной работы различными критериями. Различные классификации форм воспитательной работы; в логике деятельностного подхода (формы и методы формирования сознания личности ребёнка, формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, формы и методы стимулирования поведения и деятельности, формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения); в логике возрастания воспитательных возможностей (мероприятия, игры, дела).

15. Многообразие воспитательных технологий в общеобразовательной школе

Педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий. Структура педагогической технологии: концептуальная основа (научная база); содержательная часть (цели и содержание педагогического процесса); процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации педагогического процесса, результаты). Технология как совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов.

Сущность педагогической технологии. Уровни педагогических технологий: общепедагогические технологии (педагогические системы); локальные (модульные). Различные классификации воспитательных технологий: личностно-ориентированные технологии, технология активизации деятельности, технология формирования культуры общения, педагогической поддержки, технология сотрудничества, технология формирования культуры межнационального общения, технология гуманного общения, педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, технология игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Наши рекомендации