Педагогика как наука. Предмет, объект, основные категории.
Нормативно-правовая база
1. Развитие образования в контексте Федерального закона «Об образовании в РФ».
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
3. Профессиональный стандарта педагога: ключевые положения.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: ключевые положения.
5. Приоритеты современной государственной образовательной политики.
Теория обучения
6. Педагогика как наука. Предмет, объект, основные категории.
7.Закономерности и принципы обучения.
8. Методы обучения. Их классификация и обоснование выбора.
9. Урок как основная форма обучения. Дидактические требования к современному уроку.
10. Средства обучения. Современный учебник: дидактические требования.
11. Современные образовательные технологии: обзор и обоснование выбора.
Теория воспитания
12. Закономерности и принципы воспитания личности.
13. Методы воспитания. Их классификация и обоснование выбора.
14. Новое содержание воспитательной работы в современной школе.
15. Многообразие воспитательных технологий в общеобразовательной школе.
16. Организация методической работы современного учителя.
История педагогики и образования
17. Идеи гуманизации образования в отечественной педагогике XIXв.
18. Новаторские педагогические идеи Л.Н. Толстого о школе и народном образовании.
19. Н.И.Пирогов о национальной школе и воспитании личности.
20. Педагогические идеи А.С.Макаренко и их реализация в современной образовательной теории и практике.
21. Основополагающие идеи В.А. Сухомлинского о воспитании личности.
22. Научно- педагогические идеи К.Д Ушинского.
23. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.
24. Отечественная школа и педагогика в 20-40 г.г. 20-го столетия.
25. Воспитание и образование в Царскосельском лицее.
1.3.2. Перечень вопросов, выносимых на государственный междисциплинарный экзамен по психологии:
1. Предмет, задачи и методы психологии.
2. Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности. Структура деятельности.
3. Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский). Основные свойства высших психических функций.
4. Проблема личности в психологии. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
5. Потребности, мотивы и мотивация. Классификация мотивов. Иерархия и взаимовлияние мотивов.
6. Понятие «темперамент». Психологическая характеристика разных типов темперамента.
7. Понятие «характер». Типологии и формирование характера.
8. Понятие, виды способностей. Задатки и способности. Развитие способностей.
9. Общая характеристика, виды и формы мышления.
10. Язык и речь. Значение и смысл слова. Функции, виды и основные этапы формирования речи.
11. Память в системе познавательных процессов. Классификация видов памяти. Развитие памяти.
12. Внимание, его основные функции, виды и свойства. Развитие внимания.
13. Понятие, функции, виды и механизмы воображения. Воображение и творчество. Развитие воображения.
14. Общая характеристика периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
15. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий тип деятельности, кризис.
16. Возрастные кризисы развития.
17. Психология младшего школьника.
18. Психологические особенности подростка.
19. Учебная деятельность и познавательное развитие в подростковом возрасте.
20. Психология ранней юности.
21. Развитие самосознания и самоопределения в юношеском возрасте.
22. Психологическая сущность и структура процесса учения. Мотивы учения.
23. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
24. Семья как институт социализации. Типы неправильного семейного воспитания и их роль в формировании личности.
25. Психология педагогической деятельности и личности учителя. Педагогические способности.
Нормативно - правовые основы современного образования
1. Развитие образования в контексте Федерального закона «Об образовании в РФ»:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №273 – ФЗ от 29.12. 2012 г. Закон об образовании как системообразующий акт. Основные понятия, используемые в Законе. Обзор новаций законодательства об образовании. Структура системы образования в РФ как совокупность компонентов и уровней общего и профессионального образования. Основные типы образовательных организаций. Уровни общего образования в контексте нового закона «Об образовании»: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по уровням образования. Основные образовательные программы: образовательные программы для дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Реализация образовательных программ через различные образовательные технологии (дистанционные образовательные технологии, электронно-образовательные технологии и др.). Формы получения общего образования. Информационная открытость образовательной организации. Участники образовательных отношений: основные права и меры социальной поддержки; обязанности и ответственность.
2.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годыкак комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием до 2020 г. Цели и задачи Программы. Содержание программы: основные приоритеты, связанные с обеспечением доступности дошкольного образования, развитием сферы непрерывного образования, модернизацией сферы образования, укреплением единства образовательного пространства др. Три этапа реализации Программы. Прогнозы, ожидания, результаты реализации Программы: в общем, дополнительном, профессиональном образовании.
Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2019 годыутверждена Постановлением Правительства МО 23.08.2013г. Сроки реализации. Цели и задачи программы (основные), сформулированные с учётом требований Указов Президента РФ, Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020г.г. Перечень и краткий обзор подпрограмм (дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное образование; система оценки качества образования и информационная открытость образования). Планируемые результаты реализации государственной программы (основные).
- Профессиональный стандарт педагога: ключевые положения
Профессиональный стандарт педагога утверждён Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 18.10.2013г. N 544 - н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта педагога». Характеристика стандарта. Область применения. Цели применения. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями. Содержание профстандарта педагога (обучение, воспитательная работа, развитие, профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе, профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя). Обзор содержания приложений: ИКТ – компетенции как критерии оценки деятельности педагога; психолого- педагогические требования к квалификации учителя; профстандарт учителя математики и информатики, профстандарт учителя русского языка.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: ключевые положения
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. Цель, задачи, приоритеты Стратегии. Основные направления развития воспитания. Приоритетные задачи России в сфере воспитания детей, основанные на российских традиционных духовных ценностях; развитие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", гарантирующих обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования; опора на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, Социальные ориентиры Стратегии, направленные на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. Применение в целях реализации Стратегии правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических и информационных механизмов. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
5. Приоритеты современой государственной образовательной политики
Модернизация образования как масштабная акция государства, политическая и общенациональная задача. Её направленность на достижение нового качества российского образования, которое определяется соответствием социально - значимым и перспективным запросам современной жизни страны. Актуализация обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, достижения эффективности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Необходимость модернизации образования в связи с присоединением России к Болонской декларации. Достижение цели модернизации с опорой на наиболее значимые основания: фундаментальность и современные потребности общества. Государственный уровень решения проблем модернизации образования, приоритеты государственной политики в контексте модернизации. Внешниевызовыиугрозы отечественного образования в условиях глобализации современного мира и трансформации российского общества. Внутренниевызовы и угрозы российского образования, связанные с функционированием и развитием образования как целостной системы. Старение педагогических кадров как актуальная проблема современного образования.
Теория обучения
Средства обучения.
Современный учебник: дидактические требования.
Понятие о средствах обучения как источниках получения знаний, формирования умений. Функции средств обучения (познавательная формирующая, дидактическая).
Классификация средств обучения: по чувственной модальности: (визуальные, к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные, включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п.; аудиовизуальные - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.п.); по степени сложности (простые и сложные средства).
Учебник как основной источник организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения (Д.Д. Зуев, И.П. Подласый, В.А.Ситаров и др.). Функции учебника.
Структура учебника: текст (основной, дополнительный, пояснительный), внетекстовые компоненты (аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки).
Требования к учебнику (дидактические, психологические, эстетические). Внешний вид учебника. Понятие статуса школьного учебника в контексте требований Закона РФ «Об образовании».
Электронный учебник как программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большого раздела. Отличительные особенности электронного учебника (возможность мобильного перехода от одной части учебника к другой, возможность обновления учебных материалов, применение средств мультимедиа – комплексное использование различных форм представления информации, возможность интерактивной работы пользователей).
11. Современные образовательные технологии:
Обзор и обоснование выбора.
Возникновение технологического подхода в обучении. Педагогические технологии – способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Признаки педагогических технологий: двусторонний характер, совокупность методов и приёмов, проектирование и организация процесса обучения, наличие комфортных условий реализации. Составляющие педтехнологии: целевая направленность, научные идеи, системы действий преподавателя и учащегося, критерии оценки результата, результаты, ограничения в использовании.
Разнообразие современных образовательных технологий.Технологии иллюстративно-объяснительного обучения (традиционные). Определение технологии. Сущность и основные параметры объяснительно- репродуктивного обучения. Основные признаки объяснительно-репродуктивной технологии. Сущность и основные параметры объяснительно- репродуктивного обучения. Технологии развивающего обучения: понятие развивающего обучения. Теории развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.), их особенности и специфика. Модульные образовательные технологии: определение технологии. Сущностные характеристики модульной технологии обучения. Прогрессивные идеи модульного обучения в педагогической теории и практике (П.И.Третьяков, Т.И.Шамова и др.). Модуль как основной компонент данной технологии как укрупненная единица учебного материала, учебные элементы, методическое руководство и систему контроля. Система рейтингового контроля и рейтингового обучения. Технологии проективного обучения как один из вариантов организации продуктивной познавательной деятельности обучающихся (Е.С.Полат, В.С.Безрукова, В.М.Монахов, Г.П.Щедровицкий и др.). Понятие педагогического проектирования. Метод проектов – систематизирующий компонент данной технологии. Принципы проектирования. Требования и этапы реализации учебного проекта. Критерии оценки проекта. Проектная деятельность обучающихся как условие реализации ФГОС нового поколения. Информационные технологии в обучении. Определение технологии. Сущностная характеристикаинформационно-коммуникативных технологий. Компоненты информационных технологий: техническая среда, программная среда, предметная среда, методическая среда, компьютерные средства обучения. Основные направления использования информационных компьютерных средств, мультимедиа – технологий, дистанционного обучения. Технологии здоровьесбережения.
Понятие, характеристика образовательной технологии, свидетельствующей о сохранении здоровья учителя и обучающихся. (Л.Н.Антонова, И.П.Борисова, Т.И.Бычкова, Г.Ю.Ксензова, Н.К.Смирнов, Е.В.Советова и др.) Типология оздоровительных технологий: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, технологии здоровьесбережения. По реализации основных направлений: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные, социально адаптирующие и личностно-развивающие, лечебно-оздоровительные. Организация учебного процесса на основе принципов здоровьесбережения. Внеклассная и физкультурно-оздоровительная работа. Программы формирования культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей. Обеспечение условий для формирования и укрепления психологического здоровья. Включение лечебной физкультуры, лечебной педагогики в педагогический процесс. Формы, способы, методы и приемы воздействия.
Теория воспитания
Нормативно-правовая база
1. Развитие образования в контексте Федерального закона «Об образовании в РФ».
2. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
3. Профессиональный стандарта педагога: ключевые положения.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: ключевые положения.
5. Приоритеты современной государственной образовательной политики.
Теория обучения
6. Педагогика как наука. Предмет, объект, основные категории.
7.Закономерности и принципы обучения.
8. Методы обучения. Их классификация и обоснование выбора.
9. Урок как основная форма обучения. Дидактические требования к современному уроку.
10. Средства обучения. Современный учебник: дидактические требования.
11. Современные образовательные технологии: обзор и обоснование выбора.
Теория воспитания
12. Закономерности и принципы воспитания личности.
13. Методы воспитания. Их классификация и обоснование выбора.
14. Новое содержание воспитательной работы в современной школе.
15. Многообразие воспитательных технологий в общеобразовательной школе.
16. Организация методической работы современного учителя.
История педагогики и образования
17. Идеи гуманизации образования в отечественной педагогике XIXв.
18. Новаторские педагогические идеи Л.Н. Толстого о школе и народном образовании.
19. Н.И.Пирогов о национальной школе и воспитании личности.
20. Педагогические идеи А.С.Макаренко и их реализация в современной образовательной теории и практике.
21. Основополагающие идеи В.А. Сухомлинского о воспитании личности.
22. Научно- педагогические идеи К.Д Ушинского.
23. Я.А. Коменский – основоположник педагогической науки.
24. Отечественная школа и педагогика в 20-40 г.г. 20-го столетия.
25. Воспитание и образование в Царскосельском лицее.
1.3.2. Перечень вопросов, выносимых на государственный междисциплинарный экзамен по психологии:
1. Предмет, задачи и методы психологии.
2. Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности. Структура деятельности.
3. Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский). Основные свойства высших психических функций.
4. Проблема личности в психологии. Человек как индивид, индивидуальность, личность.
5. Потребности, мотивы и мотивация. Классификация мотивов. Иерархия и взаимовлияние мотивов.
6. Понятие «темперамент». Психологическая характеристика разных типов темперамента.
7. Понятие «характер». Типологии и формирование характера.
8. Понятие, виды способностей. Задатки и способности. Развитие способностей.
9. Общая характеристика, виды и формы мышления.
10. Язык и речь. Значение и смысл слова. Функции, виды и основные этапы формирования речи.
11. Память в системе познавательных процессов. Классификация видов памяти. Развитие памяти.
12. Внимание, его основные функции, виды и свойства. Развитие внимания.
13. Понятие, функции, виды и механизмы воображения. Воображение и творчество. Развитие воображения.
14. Общая характеристика периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
15. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий тип деятельности, кризис.
16. Возрастные кризисы развития.
17. Психология младшего школьника.
18. Психологические особенности подростка.
19. Учебная деятельность и познавательное развитие в подростковом возрасте.
20. Психология ранней юности.
21. Развитие самосознания и самоопределения в юношеском возрасте.
22. Психологическая сущность и структура процесса учения. Мотивы учения.
23. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
24. Семья как институт социализации. Типы неправильного семейного воспитания и их роль в формировании личности.
25. Психология педагогической деятельности и личности учителя. Педагогические способности.
Нормативно - правовые основы современного образования
1. Развитие образования в контексте Федерального закона «Об образовании в РФ»:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №273 – ФЗ от 29.12. 2012 г. Закон об образовании как системообразующий акт. Основные понятия, используемые в Законе. Обзор новаций законодательства об образовании. Структура системы образования в РФ как совокупность компонентов и уровней общего и профессионального образования. Основные типы образовательных организаций. Уровни общего образования в контексте нового закона «Об образовании»: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по уровням образования. Основные образовательные программы: образовательные программы для дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования. Реализация образовательных программ через различные образовательные технологии (дистанционные образовательные технологии, электронно-образовательные технологии и др.). Формы получения общего образования. Информационная открытость образовательной организации. Участники образовательных отношений: основные права и меры социальной поддержки; обязанности и ответственность.
2.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годыкак комплекс различных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием до 2020 г. Цели и задачи Программы. Содержание программы: основные приоритеты, связанные с обеспечением доступности дошкольного образования, развитием сферы непрерывного образования, модернизацией сферы образования, укреплением единства образовательного пространства др. Три этапа реализации Программы. Прогнозы, ожидания, результаты реализации Программы: в общем, дополнительном, профессиональном образовании.
Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2019 годыутверждена Постановлением Правительства МО 23.08.2013г. Сроки реализации. Цели и задачи программы (основные), сформулированные с учётом требований Указов Президента РФ, Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020г.г. Перечень и краткий обзор подпрограмм (дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное образование; система оценки качества образования и информационная открытость образования). Планируемые результаты реализации государственной программы (основные).
- Профессиональный стандарт педагога: ключевые положения
Профессиональный стандарт педагога утверждён Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 18.10.2013г. N 544 - н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта педагога». Характеристика стандарта. Область применения. Цели применения. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями. Содержание профстандарта педагога (обучение, воспитательная работа, развитие, профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе, профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя). Обзор содержания приложений: ИКТ – компетенции как критерии оценки деятельности педагога; психолого- педагогические требования к квалификации учителя; профстандарт учителя математики и информатики, профстандарт учителя русского языка.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: ключевые положения
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва. Цель, задачи, приоритеты Стратегии. Основные направления развития воспитания. Приоритетные задачи России в сфере воспитания детей, основанные на российских традиционных духовных ценностях; развитие механизмов, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", гарантирующих обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования; опора на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, создание условий для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, Социальные ориентиры Стратегии, направленные на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка. Применение в целях реализации Стратегии правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических и информационных механизмов. Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
5. Приоритеты современой государственной образовательной политики
Модернизация образования как масштабная акция государства, политическая и общенациональная задача. Её направленность на достижение нового качества российского образования, которое определяется соответствием социально - значимым и перспективным запросам современной жизни страны. Актуализация обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, достижения эффективности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Необходимость модернизации образования в связи с присоединением России к Болонской декларации. Достижение цели модернизации с опорой на наиболее значимые основания: фундаментальность и современные потребности общества. Государственный уровень решения проблем модернизации образования, приоритеты государственной политики в контексте модернизации. Внешниевызовыиугрозы отечественного образования в условиях глобализации современного мира и трансформации российского общества. Внутренниевызовы и угрозы российского образования, связанные с функционированием и развитием образования как целостной системы. Старение педагогических кадров как актуальная проблема современного образования.
Теория обучения
Педагогика как наука. Предмет, объект, основные категории.
Общее представление о педагогике как науке, изучающей сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Предметом педагогики является целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Задачи педагогики. Педагогика изучает законы образования и воспитания. Она обобщает различные факты, устанавливает особенности и закономерности передачи социального опыта и активного его усвоения, устанавливает причины и связи между явлениями, прогнозирует события, отвечает на вопросы почему и какие изменения происходят в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Категории как наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, формирование, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие и др.