Производственная (педагогическая) практика
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Производственная (педагогическая) практика
Направление подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование»
Магистерская программа «История зарубежных стран и международных отношений»
Квалификация (степень) выпускника: магистр образования
Екатеринбург 2016
Программа практики
Производственная (педагогическая) практика по направлению подготовки
«44.04.01 – Педагогическое образование»
Магистерская программа «История зарубежных стран и международных отношений»
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2016. – 15 с.
Составитель:
В.Н. Земцов, зав. каф. всеобщей истории, д.и.н., профессор.
Программа практики обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории
УрГПУ
Протокол № от _________________ 2016 г.
Зав. кафедрой ___________________ В. Н. Земцов
Руководитель учебного подразделения_________________ И. Л. Бахтина
Наименование практики
Производственная (педагогическая) практика направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Ее виды и этапы, цели и задачи определяются и реализуются на историческом факультете УрГПУ в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование» (уровень магистратуры).
Область профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает образование, социальную сферу, культуру.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.
Виды профессиональной деятельности
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:
педагогическая;
научно-исследовательская;
проектная;
методическая;
управленческая;
культурно-просветительская.
Профессиональные задачи
Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
педагогическая деятельность:
изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;
организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
научно-исследовательская деятельность:
анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;
проектная деятельность:
проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
методическая деятельность:
изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов;
управленческая деятельность:
изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;
культурно-просветительская деятельность:
изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;
повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.
Цели и задачи практики
Целью педагогической практики является формирование компетенций проектирования и реализации профессиональной деятельности преподавателя курсов зарубежной истории.
Задачи практики:
- формирование навыков проектирования учебной деятельности по курсам зарубежной истории;
- формирование умений и навыков разработки методических сценариев занятий по зарубежной истории;
- формирование психологической готовности к применению знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения курса, в самостоятельной профессиональной деятельности.
Форма обучения
Форма обучения: заочная.
Содержание практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы контроля | |
Самостоятельная работа | Общая трудоемкость | |||
Подготовительный этап (общий инструктаж, включая инструктаж по технике безопасности, консультации с руководителем практики, разработка предварительного плана мероприятий и «шагов», которые следует осуществить в рамках педагогической практики) | Листы ознакомления | |||
Этап пассивной педагогической практики (посещение занятий групп за которыми закреплены практиканты, конспектирование и дидактическая подготовка) | Дневник практики | |||
Этап ознакомления и работы с мультимедийным оборудованием ОУ/Университета | Дневник практики | |||
Этап активной педагогической практики (проведение практикантами семинарских (или в ряде случаев лекционных) занятий в учебных группах, а также подготовка к занятиям, включающая обработку и систематизацию фактического и литературного материала по теме занятий) | Дневник практики, отчет по практике | |||
Подготовка финальной версии отчета по практике и подведение ее итогов | Дневник практики, отчет по практике |
14. Формы отчетности по практике
1. Дневник педагогической практики, подписанный преподавателем-куратором.
2. Индивидуальный план работы магистранта на период педагогической практики.
3. Тематическое планирование изучения учебной дисциплины (на период практики).
4. Методическая разработка учебной темы с обоснованием ее места в учебном курсе, целей и задач ее изучения, анализом нормативных и программных документов (стандартов, учебных программ, учебных планов и др.), учебной литературы; психолого-педагогическим обоснованием выбранных обучающих методов, форм и средств; историографией темы.
5. Конспект одного из проведенных занятий: семинара, лекции, др., выполненный в соответствии с современными требованиями к этому документу.
6. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по одной из тем учебного курса для проведения текущего контроля учебных достижений обучающихся.
7. Экспериментальный материал по теме ВКР.
По итогам педагогической практики магистрантам выставляется дифференцированный зачет.
Требования к содержанию и оформлению отчета о педагогической практике
Отчет о педагогической практике является отчетным документом о прохождении педагогической практики.
Отчет выполняется в соответствии с индивидуальной программой педагогической практики и оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистерским учебным и научно-исследовательским работам.
Отчет педагогической практике включает в себя:
- индивидуальный план педагогической практики;
- характеристику видов деятельности согласно индивидуальному плану
педагогической практики магистранта;
- список литературных источников.
В состав отчета в соответствии с индивидуальным планом могут входить
следующие материалы:
- полный текст лекции, содержание практических и семинарских занятий;
- план и описание интерактивного занятия;
- отзыв-рецензию на лекции ведущих ученых и педагогов высшей школы,
магистрантов, проводимых в рамках педагогической практики;
- тексты подготовленных учебно-методических материалов (кейсов,
деловых ситуаций, задач, презентаций и т.д.);
- тексты подготовленных контрольно-измерительных мероприятий: тестов, экзаменационных заданий, тем курсовых и дипломных работ и других.
Магистрант представляет отчет в сброшюрованном виде научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до проведения итоговой аттестации по результатам педагогической практики.
Документальные источники
Конституция Российской Федерации (Принята 12 декабря 1993 г.) (Любое издание)
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на период 2016 – 2020 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.fcpro.ru. – В подзаг.: Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.
Рекомендации по созданию университетских комплексов // Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. 2002. № 1. С. 3-8.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования Магистратура. Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом МО и Н РФ от 21.11.2014. № 1505.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) (любое издание) – 12 экз.
Литература
1.Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. – М. : Издательство МПСИ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 2 экз.
2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 10 экз.
3.Зимняя И.А. Педагогическая технология6 Учеб. для вузов. 3-е изд., пересм. – М. : МПСИ ; Воронеж : НОДЭК, 2010. – 25 экз.
4.Изучение истории на профильном уровне в современной школе. Сборник учебно-методических материалов / под ред. Е.Е. Вяземского. М. : «Русское слово – РС», 2006. – 5 экз.
5.Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. – М. : Изд. корпорация «Логос», 1998. – 17 экз.
6.Коржуев А.В., Попков В.А. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: Учеб. пособие для вузов. – М. : Академический проект, 2006. – 15 экз.
7.Образование в XXI веке: эксперимент и инновации: сб. науч.-практ. материалов / сост. И науч. ред. А.С. Сиденко. – М. : АПК и ПРО, 2004.
8.Оганесян В.Е. Культурологическая модель педагогической практики студентов (опыт построения). – М., 2004.
9.Педагогическая практика. Справочник: Учебно-методическое пособие. – М. : Цгл, 2002.
10.Педагогическая практика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.К. Розов, В.С. Морозова, Е.П. Белозерев, О.А. Абдуллина; под ред. В.К. Розова. – М. : Просвещение, 1981.
11.Педагогические технологии: Учеб. пособие для студ. пед. специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушкина. – Изд. 4-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ» ; Феникс, 2010.
12.Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Э.В. Ванина, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлева и др. ; под ред. В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой. – М. : Высш. шк., 2007.
Перечень баз практики
Базой практики являетсяФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», а также образовательные учреждения г. Екатеринбурга и Свердловской области.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Производственная (педагогическая) практика
Направление подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование»
Магистерская программа «История зарубежных стран и международных отношений»
Квалификация (степень) выпускника: магистр образования
Екатеринбург 2016
Программа практики
Производственная (педагогическая) практика по направлению подготовки
«44.04.01 – Педагогическое образование»
Магистерская программа «История зарубежных стран и международных отношений»
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2016. – 15 с.
Составитель:
В.Н. Земцов, зав. каф. всеобщей истории, д.и.н., профессор.
Программа практики обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории
УрГПУ
Протокол № от _________________ 2016 г.
Зав. кафедрой ___________________ В. Н. Земцов
Руководитель учебного подразделения_________________ И. Л. Бахтина
Наименование практики
Производственная (педагогическая) практика направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Ее виды и этапы, цели и задачи определяются и реализуются на историческом факультете УрГПУ в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование» (уровень магистратуры).