Стадия Осмысления (20 – 25 минут)
Учитель: - Сейчас мы начнем читать рассказ М. Зощенко «Елка» (Приложение 3), и по ходу будем заполнять таблицу (Приложение 3). В конце обратимся к нашей таблице и посмотрим, насколько верно смогли предугадать события.
Учитель: - Как вы думаете, о чем будет рассказ, и кто будет главным героем?
Ученики: -Про подарки. Родители с детьми будут праздновать Новый год.
- Дед Мороз.
- Дети…
Учитель: - Запишите свои предположения в таблице и после этого начнем читать рассказ.
Чтение рассказа учителем (так как рассказ большой по содержанию). Учащиеся следят за чтением.
1 часть В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю елку. Это много! Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое елка. Наверно, мама меня выносила на ручках. И наверно, я своими черными глазенками без интереса смотрел на разукрашенное дерево. А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое елка. И я с нетерпением ожидал этого веселого праздника. Я даже в щелочку двери подглядывал, как моя мама украшает елку. А моей сестренке Леле было в то время семь лет. И она была исключительно бойкая девочка.Она мне даже сказала: - Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдем в комнату, где стоит елка, и поглядим, что там делается. |
Заполнение таблицы и прогнозирование рассказа (Приложение 3).
Учитель: - Как вы думаете, что увидят дети в комнате?
Чтение второй части рассказа.
2 часть - Вот мы с сестренкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая елка. А под елкой лежат подарки. А на елке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки. Моя сестренка Леля говорит: - Не будем смотреть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке. |
Заполнение таблицы.
Учитель: - Как поступят дети дальше?
Прогнозирование рассказа, чтение третьей части.
3 часть И вот она подходит к елке и моментально съедает одну пастилку висящую на ниточке. Я говорю: - Леля, если ты съела пастилку, то я тоже что-нибудь сейчас съем. И подхожу к елке и откусываю маленький кусочек яблока. Леля говорит: - Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе еще конфетку. А Леля была очень такая высокая, длинновязая девочка. Она могла высоко достать. Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку. А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко. Я говорю: - Если ты, Лелища, съела вторую пастилку, то я откушу это яблоко. И снова беру руками это яблоко и снова его немножко откусываю. Леля говорит: -Если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет. Я ей говорю: - А я, Лелища, как поставлю к елке стул и как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока. |
Заполнение таблицы, пояснение слова „долговязая”.
Учитель: - Опишите, какой вы представляете Лелю?
Ученики: - Леля была старше брата. Очень высокая.
- Я представляю ее с косичками. У нее рыжие волосы и веснушки.
- Она была хитрая. Первая придумала пойти в комнату.
Учитель:- Почему Минька называет сестру „ Лелищей”?
Ученики:- Потому что она была большая.
- Она могла все достать, а Миньке было обидно, он ее обозвал.
Учитель:- Подумайте, как будут развиваться события дальше?
Прогнозирование рассказа, чтение четвертой части.
4 часть И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к елке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарк Леля говорит - Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку. Тут раздались мамины шаги, и мы с Лелей убежали в другую комнату. Леля говорит: - Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет. Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями. |
Заполнение таблицы, пояснение слова „фарфор”.
Учитель: - Какие чувства овладели Минькой, Лелей?
Ученики: - Минька испугался, что его мама наругает.
- Леля тоже испугалась, когда увидела, что Минька разбил куклу.
- Я думаю, Леля тоже испугалась, поэтому она спряталась вместе с Минькой.
Учитель: -Когда человек чего-то боится, о нем говорят, что он струсил. Можем мы так сказать о Леле и Миньке?
Ученики: - Да, они же убежали.
- Я не считаю Миньку трусом. Он еще маленький, и не знал, что ему делать, а Леля струсила.
Учитель:- Сочувствуете Миньке или нет? Почему?
Ученики:- мне Миньку жалко. Его, наверное, накажет мама.
Учитель:- Что ждет наших героев рассказа дальше?
Прогнозирование рассказа, чтение пятой части.
5 часть И тогда наша мама зажгла все свечи на елке, открыла двери и сказала: - Все входите. И все дети вошли в комнату, где стояла елка. Наша мама говорит: - Теперь пусть каждый ребенок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощение. И вот дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с елки яблоко, конфету, пастилку и тоже дарила ребенку. И все дети были очень рады. Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала: - Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко? Леля сказала: - Это Минькина работа. Я дернул Лелю за косичку и сказал: - Это меня Лелька научила. |
Заполнение таблицы.
Учитель: - О чем думали Минька и Леля, глядя на детей?
Ученики: - Они боялись, что мама заметит надкусанное яблоко и куклу.
- Минька злился на Лелю.
- Леля не боялась, она ведь не разбивала куклу.
Учитель:- Как поступит мама?
Прогнозирование рассказа, чтение шестой части.
6 часть Мама говорит: - Лелю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать откусанное яблоко. И она взяла паровозик и подарила его одному четырехлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть. И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его за ручку и сказала: - С этих пор я не буду приходить в гости с моим мальчиком. А я сказал: - Можете уходить, и тогда паровозик мне останется. И та мама удивилась моим словам и сказала: - Наверно, ваш мальчик будет разбойник. И тогда моя мама взяла меня на руки и сказала той маме: - Не смейте так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребенком и никогда больше к нам не приходите. И та мама сказала: - Я так и сделаю. С вами водиться, что в крапиву садиться. И тогда еще одна, третья, мама сказала: - И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой. И моя сестренка Леля закричала: - Можете тоже уходить со своим золотушным ребенком. И тогда кукла со сломанной рукой мне останется. И тогда я, сидя на маминых ручках, закричал: - Вообще можете все уходить, и тогда все игрушки нам останутся. И тогда все гости стали уходить. И наша мама удивилась, что мы остались одни. |
Заполнение таблицы.
Учитель: - Могли вы предположить, что события разовьются именно таким образом?
Ученики: - Я думала, что мама накажет детей.
- Не надо было маме ссориться с гостями.
- Правильно сделали, что все ушли.
Учитель:- Чем закончится рассказ, как вы думаете?
Прогнозирование рассказа и чтение заключительной части.
7 часть Но вдруг в комнату вошел наш папа. Он сказал: - Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве. И папа подошел к елке и потушил все свечи. Потом сказал: - Моментально ложитесь спать. А завтра я все игрушки отдам гостям. И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор не съел чужого яблока и не разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный. |
Учитель: - Зачитайте, как вы предполагали, чем закончится рассказ?
Ученики: - Всем стало грустно, когда ушли гости.