Идентификация социальных смыслов государства

Идентификация социальных смыслов государства

Для массового сознания страны вообще и для картины мира ее молодых поколений характерен невысокий уровень социальной компетентности в основных категориях, которыми описывается современное общество. В частности, в нем слабо проработано понятие государства. Оно все еще понимается архаически и патерналистски – как некая сила, обеспечивающая все проявления жизни в стране. Это затрудняет понимание многих существенных основ жизни общества, таких, как закон, право, собственность, власть, права человека, создает предпосылки для закрепления установок на господство конструкции «человек для государства» в ущерб пониманию государства как института, создаваемого обществом для решения проблем общества.

Вот почему представления молодых людей в области идентификации социальных смыслов государства представляются важным индикатором их социальной компетентности и гражданской позиции. В данном случае такая идентификация замерялась с помощью следующего вопроса анкеты: С какими элементами общественного устройства ассоциируется у вас понятие государства? Частотное распределение ответов выявило два основных значения в понимании опрошенными социальных смыслов государства. Это обыденное понимание «государство как страна» и социально более компетентное понимание «государство как институт общества» (Табл…1)

Согласно данным Таблицы 1, понимание государства как института и как страны у опрошенных количественно близки, и это означает, что на фоне традиционного представления (государство-страна) идет формирование грамотного, компетентного, институционального представления о нем. В этом представлении занимают высокие места понятия закона и права, а также очень важное понятие собственно института.

Таблица 1

Социальные смыслы понятия «государство»

%% от числа ответивших (здесь 461 чел.)[1]

  Число ответов %%
Государство как страна – 1001 ответ
Народ
Страна
Культура
Территория
История
Родина
Президент как человек
Государство как институт – 921 ответ
Закон, право
Власть
Социальный институт
Президент как статус
Парламент

Традиционное представление акцентирует позицию «народ», отдавая должное истории и культуре, что в дальнейшем проявится в исследовательских данных как предмет гражданского интереса. Доля традиционных, обыденных представлений о государстве превышает долю институциональных, что говорит о еще недостаточном развитии понятия в представлениях молодежи. Скорее всего, этот эффект (и развитие представлений, и их еще недостаточное укрепление) можно отнести на счет работы образования – обществоведческих предметов в школе и в университете. При этом обращает на себя внимание практическое отсутствие персоналистских отождествлений в представлениях студентов о государстве. Они не склонны ни идентифицировать, ни даже тесно соотносить понятие государства со статусом президента и с его персоной. Они также не рассматривают сегодняшний парламент как значимую государственную структуру.

Статус великой державы

Участники исследования имеют развитые представления о том, какой должна быть страна, имеющая статус великой державы (Табл.2)

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос

«Какими признаками должна обладать страна в статусе великой державы»?

%% от числа ответивших

  %%
Эффективная экономика
Богатая культура
Страна, которую уважают
Выдающиеся научные достижения
Демократические права и свободы
Зажиточно живущий народ
Сильная власть
Мощная армия
Многочисленное население
Обширная территория
Страна, которую боятся
Крупные военные победы

В этих представлениях на передний план выходят признаки развития экономики, культуры, науки, демократии, благополучия народа. Интересный эффект получен в результате смысловой дифференциации известного стереотипа о стране, которую одновременно «боятся и уважают». Выяснилось, что уважение многократно важнее, чем опасения, которые может вызвать великая держава.

Оценка текущей социальной ситуации.

Вектор движения

Обобщающим показателем для изучаемой ситуации можно считать оценку вектора движения страны, в которой отражается, возможно, не самое рациональное, но достаточно явное чувство молодых людей. Отвечая на вопрос о личных ощущениях динамики движения, опрошенные определили его следующим образом: страна

- идет вперед – 29 % ответов,

- стоит на месте – 22% ответов,

- движется назад – 21% ответов

- затруднились ответить 27 % участников исследования.

Иными словами, более двух третей опрошенных не чувствуют самого движения, развития, ощущаемый ими вектор процессов указывает, в лучшем случае, на застой. Подтверждают это ощущение ответы на вопрос об образе будущего в картине мира студентов. Он (образ будущего)

- полностью ясен лишь для 7% опрошенных,

- полностью неясен для 33%

- и лишь частично ясен для большинства – 61% участников опроса.

В связи с этим вряд ли случайно будущее вызывает у молодых людей весьма настороженное отношение:

- скорее положительные и сильные положительные чувства, ожидание успеха и счастья, испытывают в связи с перспективами будущего лишь 28% опрошенных (22% и 6% соответственно);

- скорее отрицательные и сильные отрицательные (неприязнь, страхи) – 25% (13% и 12% соответственно),

- и затруднились сказать что-то определенное по отношение к будущему почти половина опрошенных – 47%.

Некоторые интерпретаторы относят боязнь будущего к общим свойствам российской (русской) ментальности. Измерения с помощью известных стандартизированных шкал (Р.Инглхарт) это наблюдение как будто подтверждают. Однако не исключено, что здесь проявляется не какая-то ментальная программа (так называемый «менталитет»), а весьма рациональное представление. Ведь было бы странно испытывать стремление к будущему, если вектор движения к нему неясен, да и оно само не определяется в перспективе как нечто желательное.

Перспективы развития

Для обобщающей оценки выявленных характеристик молодежной активности в общественной и гражданской сфере важно понимать их общий мировоззренческий контекст, вúдение себя в международных, межкультурных и глобальных процессах. Некоторые представления об этом дают ответы студентов на вопрос «К каким историко-культурным общностям и в какой мере Вы чувствуете свою близость?» (Табл. 7)

Таблица 7

Идентификация социальных смыслов государства

Для массового сознания страны вообще и для картины мира ее молодых поколений характерен невысокий уровень социальной компетентности в основных категориях, которыми описывается современное общество. В частности, в нем слабо проработано понятие государства. Оно все еще понимается архаически и патерналистски – как некая сила, обеспечивающая все проявления жизни в стране. Это затрудняет понимание многих существенных основ жизни общества, таких, как закон, право, собственность, власть, права человека, создает предпосылки для закрепления установок на господство конструкции «человек для государства» в ущерб пониманию государства как института, создаваемого обществом для решения проблем общества.

Вот почему представления молодых людей в области идентификации социальных смыслов государства представляются важным индикатором их социальной компетентности и гражданской позиции. В данном случае такая идентификация замерялась с помощью следующего вопроса анкеты: С какими элементами общественного устройства ассоциируется у вас понятие государства? Частотное распределение ответов выявило два основных значения в понимании опрошенными социальных смыслов государства. Это обыденное понимание «государство как страна» и социально более компетентное понимание «государство как институт общества» (Табл…1)

Согласно данным Таблицы 1, понимание государства как института и как страны у опрошенных количественно близки, и это означает, что на фоне традиционного представления (государство-страна) идет формирование грамотного, компетентного, институционального представления о нем. В этом представлении занимают высокие места понятия закона и права, а также очень важное понятие собственно института.

Таблица 1

Наши рекомендации