Дидактическая игра «Времена года»
Дети выкладывают картинки возле символов времен года: снеговик, земляника, подснежник, зонтик и т.д.
Затем дети составляют сложные предложения про времена года:
— Зимой дети лепят снеговиков и катаются на санках.
— Летом растут красивые цветы и в траве спеет земляника.
Занятие98. Буква ь (продолжение)
Цели: закрепить знания о роли буквы ь в словах; научить подбирать слова к схемам; провести звукослоговой анализ слова карась; научить печатать предложения с буквой ь; проверить практическое усвоение детьми предлогов.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Да — нет».
Логопед произносит предложение в утвердительной форме, добавляя вопрос «да» или «нет». Дети должны подтвердить или сказать «нет».
Весной текут ручьи, да? (Да.)
Осенью идет снег, да? (Нет.)
Зимой катаемся на коньках, да? (Да.)
Буква ь (закрепление)
Дети отбирают среди картинок те. в названии которых ь на конце: гусь, лось, пень, тетрадь, морковь. • «Что изменилось?».
Дети закрывают глаза, логопед меняет картинки местами. Дети должны сказать, что изменилось.
Дети повторяют написание буквы ь, вспоминают стихотворение.
Составляют предложения по картинке, печатают их в тетради: В поле конь. На лугу гусь. В реке карась.
Логопед проводит звукослоговой анализ слова карась. (Сколько букв? Сколько звуков?)
3. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 2).
4. Работа в тетради (на закрепление предлогов)
С помощью опорных картинок дети рисуют по инструкции: из-под елки выползает ежик; из-за пенька видны заячьи уши; над березой летает птица и т.д.
Составляют предложения и подбирают соответствующую схему предлога. Например: Над березой летает птица. Под столом спит кошка.
Занятие99. Разделительныйь
Цели: познакомить с разделительным ь; научить синтезировать звуки в слова, печатать слова с ь в середине слова; научить образовывать притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Наоборот».
Логопед называет прилагательное, дети вспоминают слово-антоним: длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий и т.д.
Знакомство с разделительным ь
Дети выкладывают на доске из букв: пю лю бю, затем вставляют в середину ь и читают слова.
• «Один — много».
Дети упражняются в образовании существительных множественного числа: перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, муравей — муравьи, воробей — воробьи, лист — листья.
Дети пишут в тетради слова с разделительным ь возле рисунков:
лист листья стул стулья, \ Печатают предложение: По дорогам бегут ручьи.
Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие 6).
Синтез слов
Дети синтезируют слова из звуков: [п], [а], [л'], [т], [о] — пальто, [к], [о], [нэ] — конь, [у], [г], [о], [л'] — уголь, [д], [о], [ж], [д’] — дождь.
Составь предложение»
Дети по опорным словам составляют предложения, добавляя название времени года.
— с, падать, желтые, деревьев, листья (Осенью с деревьев падают желтые листья);
— бежать, с, звонкий, гора, ручей (Весной с горы бежит звонкий ручей.);
— Кружиться, в, снежинки, воздух, белые (Зимой в воздухе кружатся белые снежинки.);
— На, поляне, земляника, спеть, красная; (Летом на поляне спеет красная земляника.).
6. «Чей домик» (игра с пазлами)
У каждого ребенка картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Логопед выставляет картинки с «домиками» животных (картинки соединяются с помощью пазла). Дети должны сказать: это медвежья берлога; это лисья нора; это пчелиный улей; это птичье гнездо и т.д.
Занятие100. Времена года
Цели: проверить знание времен года; научить составлять рассказ по картинке; читать рассказ К.Ушинского «Четыре желания».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О чем я говорю?».
Логопед называет прилагательное, дети — существительное к нему: кислый — лимон, крепкий — орех, колючий — еж...
Времена года»
«Когда это бывает?».
Дети по сюжетной картинке составляют предложения, вызывая время года: Мальчики зимой играют в хоккей. Осенью на огороде люди собирают овощи и т.д.
• «Четыре времени года».
Дети должны разделить схематичные изображения деревьев, солнца, неба, земли в зависимости от цвета на четыре времени года и рассказать о них (весной оранжевое солнце, зеленые деревья, черная земля, голубые облака).
• «Составь рассказ».
Дети составляют рассказ по сюжетной картине «Весна» (логопед проводит беседу по содержанию картины; дает образец рассказа; дети самостоятельно пересказывают текст).
Физкультминутка
«Золотые ворота» (см. занятие 8).
Чтение рассказа
К.Ушинского «Четыре желания» Логопед проводит беседу по содержанию произведения.
Дети рассказывают о своих любимых временах года.
Работа в тетради
Дети должны нарисовать дорожку по образцу.
Занятие 101. Разделительный ъ
Цели: поупражнять в употреблении разделительного ъ в словах и предложениях; научить сравнивать количество звуков и букв в словах с разделительным ъ; познакомить с буквой ъ; научить образованию сравнительной степени прилагательных.
Организационный момент
• Игра с мячом «Закончи предложение».
Логопед произносит подлежащее и сказуемое, дети подбирают дополнение: Белка грызет ... орехи. Желуди выросли ...на дубе. Лиса убежала в ... нору.
Составь предложение»
Логопед записывает на доске слова сел — съел и просит детей объяснить, в чем различия в написании слов. Затем дети составляют предложения с этими словами.
3. Чтение рассказаВ.Волиной «Объеденная скатерть»
Слушай внимательно»
Логопед называет слова, а дети определяют на слух, в каких из них встречается ъ: подъезд, объявление, магазин, подъемный кран, съедобное, дерево, въезд, съемка.
Звукослоговой анализ слова подъезд.
Физкультминутка
«Кукушка» (хороводная игра)
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет,
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя — узнай!
Знакомство с буквой ъ
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой ъ, учат стихотворение:
Из ведра не просто так
Нам воды напиться,
Нужен ковшик — твердый знак,
Чтобы не облиться. В.Степанов
Обводят трафарет с буквой ъ, раскрашивают ее.
Дети печатают строчку буквы ъ, печатают слова: съехала, объехала, подъехала.
Составляют из букв и печатают предложение: Дети съели кашу.
Игра «Закончи предложение»
Дети учатся образовывать сравнительную степень прилагательных:
— Клен высокий, а дуб еще ... выше.
— Тюльпан красный, а мак еще ... краснее.
— У елки иголки длинные, а у сосны еще ... длиннее.
— Малина вкусная, а земляника еще ... вкуснее.
Занятие 102. Закрепление пройденного материала
Цели: научить буквенному гнозису и правильному соотношению звука и буквы; научить печатать слова и предложения; научить составлять подробный последовательный пересказ.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Какой? Какая?».
Дети учатся образовывать качественные прилагательные: дом из кирпича — кирпичный дом, матрешка из дерева — деревянная матрешка, петушок из глины — глиняный петушок.
Повторение изученных букв
Логопед предлагает детям представить буквы как: буквы — колеса (о, э, с), буквы — лестницы (н, п, е, ё), буквы — ракеты (а ,л, д).
Дети рассматривают плакат и называют, из каких букв составлены названия предметов.
• «Таблицы Шульте».
Дети должны так закрыть кружками буквы» чтобы получились слова: зонт, ель, цапля, елка, грибы.
Дети рассматривают миографы и называют буквы» которые там изображены.
«Цветные буквы».
Дети о помощью карточек о цветными буквами составляют олова и записывают их в тетради.
Дети составляют предложении по картинкам и записывают их в тетради: Под елкой грибы. Коля съел грушу.
3. Физкультминутка
«Котенок» (см. занятие 6).
4. Пересказ сказки Н.Павловой «Земляничка»
Логопед рассказывает сказку с использованием наглядного материала дли фланелеграфа.
Проводит беседу по содержанию произведения.
Дети должны подготовить подробный последовательный пересказ сказки с элементами драматизации.
Занятие 103. Звукослоговой анализ слов
Цели: закрепить навыки проведения звукослогового анализа слов; изучить печатать в тетради слова, обозначающего персонажей сказки «Репка»; проверить умение практически использовать в речи наречия.
1.Организационный момент
Игра с мячом «Скажи одним словом».
Дети должны подобреть обобщающее слово: огурец» перец, капуста — овощи? зима, весна, лето — времена года, четверг, суббота, вторник - дни недели.
2. Звукослоговой анализ слоя
Деление слов на слоги. Дети должны определить» сколько слогов в слове и расставить картинки возле цифр 1, 2, 3: гриб, машина, елка, желуди, мячик, лень, дятел, волк, белка.
Логопед дает детям задание: из каждого звука слова составить новое олово: лиса, лук, индюк, слива, автобус; волк – вата, осы, луна, кошка.
Дети проводит звукослоговой аиализ слова абрикос называют первый звук в слове, последний, где находится звук [р'].
Подбирают слова к схемам звукового анализа.
3. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 2).
4. «Перескажи сказку».
Дети рассказывают русскую народную сказку «Репка» с Помощью картинок.
Расставляют карточки с персонажами в нужной последовательности.
Читают карточки и печатают в тетради за рисунком репки: дед бабка — внучка — жучка — кошка — мышка.
Наречия
Дети рассматривают карточки со схемами наречий
между
1. Составляют предложения с помощью карточек:
Елка растет между дубом и березой. Белка сидит вверху на сосне. Вправо от пенька пробегает ежик.
Занятие 104. Лес
Цели: закрепить знания не тему «Лес и его обитатели», систематизировать информацию О растениях и животных; научить составлять рассказ; научить ориентироваться из плоскости листа.
1.Организационный момент
Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7)»
2.«Лес»
Дети рассматривают картинку с изображением леса. Называют «лесные этажи» (трава — кусты — деревья). Называют животных» птиц и насекомых, изображенных на картинке.
«Скажи правильно»,
• Дети рассматривают карточки говорят, что на них изображено и называют обобщающее слово: мухомор — гриб, заяц — животное, ромашка — цветок и т.д. »
«Загадки и отгадки»»
Дети читают загадки о лесе:
Стоял из крепкой ножке»
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Ползет» ползет,
Иголки везет. (Ежик)
Наткет, наплетет,
Сядет л добычу ждет. (Паук)
Ну и платье! —
Сплошь иголки,
Его носят вечно ... (елки).
Физкультминутка
«Золотые ворота» (см. занятие 8).
Составь рассказ»
При составлении рассказа дети используют изображения на фланелеграфе: заяц, бабочка, березка, грибок, дятел, белочка. («Однажды белочка собирала грибы в лесу. Тут она встретила...»)
Дети выкладывают на фланелеграфе картину «Лес» в соответствии с указаниями логопеда:
— в верхнем правом углу — облачко;
— в левом нижнем углу — зайчик;
— в правом нижнем углу — белочка;
— между ними растет грибок;
— в середине растет елочка;
— справа от елочки — цветок.
Занятие 105. Слова, обозначающие предмет
Цели: научить выделять в речи слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы; провести звукослоговой анализ слова береза; научить согласованию местоимений (мой, моя, мое) с существительными.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Добавь слово».
Логопед произносит прилагательное, дети подбирают существительное: пушистая... кошка, длинная ... дорожка, кислый ... лимон...