Игра с пазлами «Где чей домик?»
У детей картинки с изображением диких животных. К каждой картинке ребенок подбирает вторую половинку с изображением «домиков», где живут звери, и дает ответ полным предложением: лиса живет в норе; у медведя берлога.
Занятие32. ПодготовкаЖивотных к зиме
Цели: проверить и закрепить знания о диких животных, жизни зверей зимой; научить последовательному пересказу на примере сказки А.Суконцева «Как ежик шубу менял»; развивать фонематический слух; закреплять сенсорные навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
В процессе игры логопед проверяет, как дети усвоили образование множественного числа существительных: заяц — зайцы, лиса — лисы, еж — ежи...
2. «Дикие и домашние животные»
Около картинок с изображениями леса и деревенского двора на доске дети расставляют картинки с изображением диких и домашних животных. Называют их и объясняют, почему этих животных называют дикими и домашними.
• «Сравни».
На доске картинки, дети называют животных и объясняют, чем они похожи и в чем их отличие: кот — тиар; заяц — кролик; волк — собака.
• «Наоборот».
Дети должны закончить предложения словами» подходящими по смыслу;
— Заяц летом серый, а зимой ...
— Медведь летом гуляет, а зимой ...
— Белка живет в дупле, а лиса б ...
— Заяц добрый, а волк ...
— У белки хвост длинный, а у зайца ...
— Лиса пушистая, а ежик ...
3. Физкультминутка
«Тик-так» (см. занятие 14).
4. Пересказ сказкн.
Логопед читает сказку А.Суконцева «Как ежик шубу менял», проводит беседу по еесодержанию и читает повторно. Дети пересказывают сказку.
5. «Звуковая дорожка»
Логопед называет диких животных, а дети произносят первый звук в слове, затем находят такой цветной карандаш, название которого тоже начинается на этот звук и рисуют им в тетради кружок (зебра[з'] зеленый, газель[г] — голубой; черепаха; крокодил; жираф; кабан; обезьяна; соболь).
6. Работа в тетради
Занятие 33. Звуки (с], [с']; буква с
Цели: закрепить навык четкого произношения и различения звуков [с], [с']; провести звуковой анализ слова соки,закрепить все, что дети знают о букве с;научить образовывать прилагательные от существительных» обозначающих продукты питания.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Продолжи слово».
Дети должны догадаться и назвать продукт по первому слогу: ке — кефир, мае — .масло, кон — конфеты, ры — рыба...
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [с], [с’]: звук [с] — согласный, глухой, твердый; звук [с’] — согласный, глухой, мягкий.
• «Синий — зеленый».
Логопед произносит слова, а дети показывают синий или зеленый кружок, выделяя в словах звуки [с], [с']: салат, кассета, салют, сорока, василек, осень, сарафан.
На синюю и зеленую полки дети расставляют картинки с изображениями продуктов, в названии которых встречаются звуки [с], [с’]: апельсин, сухари, селедка, мясо, колбаса, масло, персик, сок, кисель.
• «Подушка — камень».
Логопед читает стихотворение, а дети показывают эти символы, услышав в слове звук [с], или звук [с']:
Было весело на горке Сане.
Соне и Егорке.
А Олеся не каталась,
В снег она упасть боялась.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— Соня, сок, пить, яблочный (Соня пьет яблочный сок.);
— горячий, Сережа, есть, суп (Сережа ест горячий суп.);
— бутерброд, с, Оксана, делать, колбасой (Оксана делает бутерброд с колбасой.);
— мама, сыр, купить, свежий (Мама купила свежий сыр.).
3. Физкультминутка
«Съедобное — несъедобное» (см. занятие 4).
4. Повторение буквы с
Дети повторяют написание буквы с, вспоминают стихотворение.
• «Наоборот».
Логопед называет слог, а дети записывают слог наоборот: ас — са, ос — со, ис — си, ус — су, ыс — сы.
Дети составляют в кассе и записывают слово соки. Повторяют звуковой анализ слова.
По двум картинкам составляют предложение, выкладывают его из букв кассы и записывают в тетрадь: У Кати сок.
5. Игра «Какой суп? Какое варенье?»
У каждого ребенка «баночка» или «кастрюля». Логопед спрашивает:
— Какой суп?
— Суп с грибами (грибной суп).
— Какое варенье?
— Варенье из клубники (клубничное варенье).
Занятие 34. Звук [н], буква н
Цели: закрепить навык произношения звука [н]; научить определять позицию звука [и] в словах; познакомить с буковой н, научить употреблять глаголы в единственном и множественном числе.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «О чем я говорю?».
Дети должны подобрать существительное к прилагательному, которое называет логопед; соленый ... огурец, сочный ... апельсин, печеные... пирожки...
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [и] — согласный, звонкий. При произношении звука [я] язык находится за верхними зубами.
• «Поймай звук».
Дети хлопают, услышав звук [н] среди других согласных звуков: К'Н'П'Н'Х'К'Н'П' ...
Дети повторяют слоги за логопедом: на-ны, пу-ио, ан-ун, икон, ны-ну.
• «День — ночь».
На доске картинки со звуком [н]: ножницы, слон, лимон, носки, луна, телефон. На слово «ночь» дети закрывают глаза, а логопед меняет картинки местами. «День» — дети открывают глаза и говорят, что изменилось?
• «Звуковая птичка».
Дети определяют место звука [н] в слове (использовать картинки на доске) и показывают соответствующие части «птички».
• «Наоборот».
Дети подбирают слова-антонимы: налево — направо, снять — надеть, высушить — намочить, вылить — налить, высыпать — насыпать.
• «Добавь словечко».
Дети должны закончить предложения словами, начинающимися на звук [н]:
— На столе лежит острый ... нож.
— У Буратино длинный ... кос.
— Я бумагу режу ... ножницами.
— У зайца длинные ... ноги.
— Бабушка вяжет шерстяные ... носки.
3. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 2).
4. Знакомство с буквой н
Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы н,учат стихотворение:
Н — натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор —
Поиграем в волейбол.
В.Волина
Дети обводят в тетради трафарет буквы к, раскрашивают его.
Печатают строчку буквы к, составляют из букв слоги и слова и печатают в тетради: он, она, ын, сын.
Дети преобразовывают слов сон в слово нос.
Выкладывают из букв и печатают предложение: У Тани ноты.
5. «Составь предложение»
Дети составляют предложения по сюжетным картинкам, отвечая на вопросы логопеда:
— Что делает девочка? (Девочка поет.)
— Что делают девочки? (Девочки поют.)
Занятие 35. Звуки [н], [н']; буква н
Цели: научить различать звуки [н], [н']; провести звуко-слоговой анализ слова кони; закрепить навык печатания слов и предложений с буквой н; научить подбирать глаголы, относящиеся к теме «Приготовление продуктов».
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Большой — маленький».
Дети практикуются в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных: рыба — рыбка, сыр — сырок, котлета — котлетка...
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [н], [и']: [н] — согласный, твердый, звонкий; [н'] — согласный, мягкий, звонкий.
• «Измени слог».
Логопед называет слоги со звуком [н], а дети со звуком [н']: на-ня, ну-ню, ны-ни, нэ-не, но-нё. Затем — все наоборот.
В синюю и зеленую машину дети «загружают» картинки со звуками [н] и [н']: сани, нож, банка, нитки, конфеты, апельсин, вишни, будильник, лимон, книга.
• «Закончи слово».
Дети добавляют в конце слова звуки [н] или [н’]: со..., апельси..., бана..., де..., со..., дива..., тюле..., океа..., пе..., сы..., лимо..., стака..., телефо..., бито... .
• «Подушка — камень».
Дети показывают символы, услышав звуки [и], [и'] в шуточном стихотворении:
Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне, А старушка в это время. Мыла фикус на окне.
Э. Успенский
3. Физкультминутка
«Этот пальчик ...» (см. занятие 13).
4. Повторение буквы к
Дети вспоминают написание буквы н и стихотворение. Читают на доске слоги: на; но; ок; ки; ты. Дети записывают под картинками с изображением нот и окна в тетради слова, составленные из слогов: ноты окно. Выкладывают и печатают предложение: Тут кони. Проводится звукослоговой анализ слова кони.
5. Игра «Как это приготовить?»
Дети вспоминают все глаголы, относящиеся к теме приготовления рыбы: моем, чистим, режем, жарим, солим.
Занятие 36. Продукты питания
Цели: проверить и классифицировать знания о продуктах питания; научить правильно употреблять относительные прилагательные; научить пересказывать текст на примере сказки «Колосок»; учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Как готовим?».
Дети должны подобрать правильный глагол к существительному; кишу — варим, блины — печем, котлеты — жарим...
2. Тема «Продукты»
• «Загадки и отгадки»:
Сидит на ложке.
Свесив ножки. (Лапша.)
Я красива, я кругла,
Меня бабушка пекла.
Маслом поливала,
Маком посыпала. (Булочка.)
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок
Дай лизнуть тебя разок! (Эскимо.)
В.Степанов
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь, правда, вкусная ... (картошка).
• «Помоги Незнайке».
В холодильнике на трех полках дети «раскладывают» продукты — мясные, молочные, овощи и фрукты.
• «Что мы едим?».
Дети должны образовать слово по образцу:
— каша из гречки — гречневая каша
— суп с горохом — гороховый суп
— кисель из клубники — клубничный кисель
— варенье из абрикосов — абрикосовое варенье
— котлеты из рыбы — рыбные котлеты
— пирог из яблок — яблочный пирог...
Физкультминутка
«Золотые ворота» (см. занятие 8).
4. Пересказ сказки
Логопед читает сказку «Колосок», проводит беседу по содержанию, повторно читает. Затем дети совместно рассказывают сказку по цепочке.
Ориентация в пространстве
У каждого ребенка набор картинок. По инструкции логопеда дети располагают картинки на столе: кубик положить справа от листика, на кубике слон, под листиком жук и т.д.
Занятие 37. Звук [з], буква в
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [з]; научить определять позицию звука [з] в словах (в начале, середине); познакомить с буквой з; научить подбирать родственные слова.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук».
Логопед называет слово без окончания, дети подбирают последний звук: замо — к, самока — т, магази —н...
2. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [з] — согласный, звонкий. При произношении звука [з] губы растягиваются в улыбке.
• «Комарики».
Логопед называет согласные звуки, а дети имитируют писк комара, услышав звук [з]: м-з-п-к-з-т-з-н...
• « Чистоговорки». Дети повторяют:
за-за — вот идет коза
зу-зу — моем руки мы в тазу
озы-озы — в воде розы
узы-узы — ели мы арбузы
• «Третий лишний».
Дети убирают картинки без звука [а]: заяц, зонт, лампа; замок, чашка, роза; коза, забор, мишка.
• «Звуковая решетка».
Дети с помощью синего кружка показывают место звука [з] в словах, обозначающих картинки на доске.
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по опорным словам:
— зонтик, Лиза, у, красивый (У Лизы красивый зонтик);
— зайка, белый, на, снег, не видно (На белом снегу зайку не видно.);
— забор, на, сидеть, кот (Кот сидел на заборе.);
— ворота, на, замок, висеть (На воротах висел замок.).
3. Физкультминутка
«Замок» (см. занятие 5).
Знакомство с буквой а
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой з, учат стихотворение:
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
А.Шибаев
Дети обводят трафарет буквы з, раскрашивают его синим цветом и печатают строчку буквы з по образцу.
Читают слоги, записывают в тетрадь: зу, зо, зы.
Дети добавляют к слогу за слоги, чтобы получилось слово, и печают в тетради: (ко) за; за (люк).
Выкладывают и печатают словосочетание: На замок.
б. Родственные слова
Дети учатся образовывать родственные слова с помощью наглядного пособия:
— зима — зимушка, зимовка, зимний, зимняя, зимние;
— снег — снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, подснежник, снежная
Занятие 38. Звуки [з], [з']; буква з
Цели; научить различать звуки [з], [з']; научить синтезу слов из звуков; провести звукослоговой анализ слова зилиъ\ научить печатать слова и предложения с буквой з; научить подбирать однородные сказуемые.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Горячо — холодно» (см. занятие 7).
2. Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков [з], [з']: звук [з] — согласный, звонкий, твердый; звук [з'] — согласный, звонкий, мягкий.
• «Подушка — камень».
Дети показывают символы, выделяя в слогах звуки [з] и [з’]: за-зи-зу-зе-зя-зы-зо-зю...
• «Зоопарк».
За зеленым забором дети расставляют животных, в названии которых есть звук [з’], а за синим со звуком [з]: зебра, зубр, змея, обезьяна, козел, заяц.
• «Составь словечко».
Дети составляют слова из звуков: [к], [о], [з], [а]; [з], [о], [н], [т]; [з], [и], [м], [а].
• «Синий - зеленый».
Дети показывают синий или зеленый кружок: услышав звук [з] — синий, а [з’] — зеленый в стихотворении:
Зачем у маленькой хозяйки
Зеленый зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шелка.
• «Добавь слог».
Дети добавляют приставку за- к словам: бить — забить, вязать — завязать, красить — закрасить, крутить — закрутить, петь — запеть, лить — залить.
3. Физкультминутка
«Елочки большие и маленькие»
Логопед показывает детям, какие в лесу растут елочки: большие (руки поднять вверх), маленькие (руки опустить вниз). Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания.
4. Повторение буквы а
Дети вспоминают написание буквы з и стихотворение. В кассе составляют слова и печатают их на синей и зеленой полоске. коза Зонт зима Зина
Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение: У Кати зонт.
5. Однородные сказуемые
Дети составляют предложения с однородными сказуемыми:
— Снег (что делает?) — падает, кружится, ложится.
— Санки (что делают?) — катятся, скользят, едут.
— Сосулька (что делает?) — растет, плачет, падает.
Занятие 39. Звуки [с], (э|; буквы с, з
Цели: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [с], [з]; развивать фонематический слух; закрепить знания о буквах сиз; научить согласовывать прилагательные с существительными.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Что, где, откуда?».
Логопед называет слово, ребенок должен сказать, к чему это относится: колесо — машина, струна — гитара, шнурок — ботинок...
2. Знакомство со звуками
Логопед дает сравнительную характеристику звуков [с], [з]: [с] — согласный, глухой; [з] — согласный, звонкий.
• «Колокольчик — барабан».
Дети показывают «колокольчик», услышав в слове звук [з], и «барабан», услышав звук [с]: сок, забор, сумка, посуда, закат, зубр, абрикос, сом, ваза...
Дети повторяют слогоряд: са-за, зу-су, сы-зы, зо-со, аз-ус, оз-ис, ас-уз...
• «Добавь слог».
Дети по смыслу добавляют слоги сы или зы: бу (сы), бере (за), та (зы.), ча (сы).арбу (зы),рель (сы),гро (зы), ко (сы), у (сы), воло (сы), колба (са), серей (зы).
• «Комарик и кран».
На доске картинки с изображением «комарика» и «крана». Дети расставляют к символу «комарик» — картинки со звуком [с], а к крану — со звуком [з]: замок, коза, автобус, ананас, роза, арбузы, весы, бусы, зонтик, сова.
• «Какой звук убежал?».
Дети по смыслу добавляют звуки [с] или [з]: с (уп),з (убы), с (ок), з (онтик ), с (тол),з (акат), с (лива).
• «Составь предложение».
Дети составляют предложения по двум картинкам: Лиза — санки (Лиза зимой катается на санках.) снег — забор (Снег лежит на заборе.) береза — сорока (На березе сидит сорока.)
Физкультминутка
«Самолет»
Пролетает самолет | Дети показывают пальчиком над головой. |
Мы собрались с ним в полет. Правое крыло, левое крыло, | Отводят в сторону правую руку, левую руку. |
Я мотор завожу и внимательно гляжу. | Вращают руками перед собой. |
Поднимаюсь вверх, лечу, Возвращаться не хочу! | Поднимаются на носочках. |
4. Повторение букв с, з
Дети вспоминают написание букв и стихотворение о них. Дети выкладывают из букв слова и печатают их в тетради:
зима коза
суп сок сани
Печатают предложение: У нас зима.
5. «Зима»
На доске сюжетная картинка на эту тему. Дети подбирают слова, подходящие по смыслу: снежная ... горка, снежный ... ком снежные ... сугробы, зимний ... день зимняя ... одежда, зимние ... сапоги морозный ... день, морозная ... погода, морозные ... узоры
Занятие 40. Зима
Цели: закрепить и обобщить звания о зиме; учить состав -л ять рассказ по опорным картинкам; учить ориентации на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково».
В процессе игры логопед проверяет, насколько дети усвоили образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: санки — саночки, шапка — шапочка, снеговик — снеговике к, гора — горочка ...
Зима»
• «Загадка и отгадка»:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.) Г.Аванесова
• «Хлопни в ладоши».
Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово о зиме»: сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка...
• «Составь предложение».
Дети рассматривают опорные картинки с изображением зимних сюжетов и рассказывают о зиме.
• «Зима — лето».
Возле символов «звездочка» и «снежинка» дети раскладывают картинки из пары по временам года: снегирь — ласточка, шапка — панамка, свитер — сарафан, мяч — санки, медведь — белка, валенки — босоножки и т.д.
Физкультминутка
«Покажи, где мы были, что делали?» (Играли в снежки, лепили снеговика, катались на лыжах и т.д.)