Схема для описания овощей и фруктов
— Где растет?
— Какую форму имеет?
— Какого цвета?
— Твердый или мягкий?
— Какой на вкус?
— Что из него готовят? в. Физкультминутка «Съедобное — несъедобное»
Дети хлопают в ладоши, услышав название съедобного продукта.
6. «Овощи» (продолжение) Логопед читает стихотворение:
Погляди на огурец,
Огурец такой хитрец,
Ловко одевается,
Под листьями скрывается.
К.Тангрыкулиев
Дети объясняют, почему огурец называют хитрецом.
• Чтение сказки «Трусливый огурчик» (по Н.Подлесовой). Логопед читает сказку:
Жил на огороде маленький Огурчик. Очень он боялся темноты, и как только солнышко садилось, всегда прятался под диетик. Проспит так ночь, а утром проснется и удивляется. Что такое? Вчера весь был укрыт листочком, а утром только наполовину. На другой вечер выбирает огурчик листик побольше — та же история.
Спросил Огурчик у Тыквы:
— Не знаешь ли ты, Тыква, кто стаскивает с меня по ночам листок?
— Ах, Огурчик,— сказала Тыква, — никто не стаскивает с тебя листок. Просто ты очень быстро растешь!
Работа в тетради
Дети рисуют огурец: по точкам соединяют линии, выполняют точечную штриховку.
Занятие 5. Звук (у], буква у (продолжение)
Цели: закрепить навык четкого произношения звука [у]; учить выделять его в речи; уточнить написание буквы у; научить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (на примере овощей и фруктов).
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови овощ или фрукт».
Логопед называет последующий слог, дети — все слово: ста (зеленая капуста...), ор (красный помидор...).
2. Звук [у]
Логопед напоминает:
— Звук [у] — гласный, его можно долго петь. (Как воет ветер?) (Дети произносят звук [у] хором и индивидуально.)
• «Эхо».
Дети повторяют слоги за логопедом: му-ту ку-ну ут-ук лупу зу-бу ум уп
• «Закончи слово».
Логопед произносит первый слог, дети все слово: лу — луна, ку — курица, зу — зубы, бу — булка, ту — тучка, су — сумка...
• «Третий лишний».
Логопед выставляет на доску три картинки. Ребенок называет их и убирает картинку, в названии которой нет звука [у]: - лук, удочка, зонт петух, лимон, утка, пила, стул, булка сумка, хлеб», ручка
• «Доскажи словечко».
Дети заканчивают предложение словами, начинающимися на звук [у]:
— Звенит звонок, начинается ... урок.
— Мама гладит вещи ... утюгом.
— Рыбак ловит рыбу ... удочкой.
— Носит за собой домик ... улитка.
— На пруду плавают ... утки.
Проводится работа по картинке. Дети рассматривают сюжетную картинку «Утро» и называют все слова со звуком [у] (стул, петух, будильник...).
Физкультминутка
«Замок»
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили, потянули —
И открыли.
Буква у
Дети повторяют стихотворение про букву у. Находят букву у среди других букв. Они рисуют в воздухе букву у; выкладывают у из счетных палочек.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Ребенок берет овощ или фрукт и говорит:
лук — лучок апельсин — апельсинчик
яблоко — яблочко огурец — огурчик
Занятие 6. Звуки [а], [у]; буквыа, у
Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [а], [у]; анализ слогов ау и уа; повторить буквы а, у; научить составлять предложения по картинке «Сбор урожая».
Организационный момент
• Игра с мячом «Доскажи последний звук».
Логопед произносит слово без последнего звука. Дети договаривают: щено — к, сто — л, шка — ф, дива — н...
Сравни звуки и буквы
Логопед сравнивает артикуляцию звуков [а], [у], дает им характеристику (гласные звуки).
• «Узнай звук».
Дети должны узнать по беззвучной артикуляции звуки [а], [у].
• «Расставь картинки».
Дети рассматривают буквы а ну, говорят, на что они похожи. Они расставляют картинки возле букв а и у, выделив первый звук в слове:
а — арбуз, апельсин, автобус, автомат;
у — улитка, утка, утюг, удочка.
• «Доскажи словечко».
Дети добавляют слова со звуками [а], [у].
— У зайца длинные ... уши»
— Лена рисует в своем ... альбоме.
— Мы купили большой спелый ... арбуз.
— По дорожке медленно ползет ... улитка.
— Бабушка приготовила вкусный ... ужин.
Физкультминутка
«Котенок»
Жить котенку интересно.
Прыгнул к бабушке на кресло.
Пряжу принялся мотать.
Где котенок? —
Не видать! Размотали пряжу
И нашли пропажу.
Анализ слов ау, уа
На доске картинки с изображением ребенка, который потерялся в лесу. Он кричит: «Ау!» Дети отвечают на вопросы: сколько звуков в слове ау? Какой первый звук? Какой второй?
Дети рассматривают картинки с изображением маленького ребенка. Он плачет: «Уа».
(Аналогично разбирается слово уа\)
В тетрадях дети записывают буквы а и у. Дети выделяют звуки в начале слова (абрикос, усы, Ася, утро, антенна). Дети составляют из букв слово ау и записывают его. Затем меняют буквы местами и записывают слово уа.
Сбор урожая»
Дети рассматривают сюжетную картинку. Отвечают на вопросы полным предложением:
— Что Дима копает лопатой?
— Что Сережа несет в корзине?
— Что девочки собирают в ведра?
— Что с огорода повезла машина?
Занятие 7. Звуки [а], [у]; буквы а, у (продолжение)
Цели: научить дифференцировать звуки [а], [у]; формировать навыки звукового анализа и синтеза; закрепить навыки написания звуковых сочетаний ау и уа; научить правильно употреблять существительные во множественном числе родительном падеже.
Организационный момент
• Игра с мячом «Горячо — холодно». Логопед произносит слова «Горячо», «холодно».
На слове «горячо» дети отбрасывают мяч, на слове «холодно» — ловят.
Повторение пройденного
Логопед повторяет артикуляцию звуков [а], [у].
• Дидактическая игра «Угадай слово».
К словам, которые произносит логопед, дети подставляют первый звук [а] или [у]: ...пельеин, ...тюг, ...льбом, ...ши, ...тлта, ...литка, ...дочка, ...втобус.
• «Исправь ошибки у Незнайки».
Две машины (с буквами а и у) везут груз (арбуз, удочка, ананас, утка, ананас, утюг). Нужно назвать картинки и по первому звуку определить, правильно ли Незнайка загрузил машины.
• «Продолжи слово».
Дети называют слова по первому слогу: 1-й ряд продолжает слова из слогов со звуком [а], а 2-й ряд — из слогов со звуком [у]: ма — машина, ла — лапша, па — парус, ка — камень, са — санки, ба — банка, му — мука, лу — луна, пу —пуговица, ку — кукла, су — сумка, бу — будка.
• «Составь предложение».
Дети по опорным словам составляют предложения:
— Аня, сок, апельсиновый, пить (Аня пьет апельсиновый сок.);
— утка, плавать, на, пруд (На пруду плавает утки.);
— купить, арбуз, папа, сладкий (Папа купил сладкий арбуз.);
— Алеша, ловить, удочкой, рыба (Алеша удочкой ловил рыбу.).
Физкультминутка
«Две сестрицы»
Две сестрицы, две руки
Рубят, строят, роют.
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют.
Месят тесто две руки.
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
С.Маршак
Звуковой анализ
Дети выкладывают в кассе из букв слова ау и уа и выполняют звуковой анализ, обозначая звуки [а], [у] красными кружками.
Далее логопед проводит работу в тетради. Дети дописывают сломанные буквы и прочитывают их.
Что получилось?