Дидактическая игра «Зима — весна» (с пазлами)
У каждого ребенка фрагмент сюжетной картинки «Зима» или «Весна». Ребенок говорит, что изображено на его картинке и проверяет при помощи пазла, правильно ли он называет время года? (Дети катаются на санках. Это бывает зимой.)
4. Заучивание стихотворения «Весна»
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков
Проводится беседа по содержанию.
Дети за логопедом повторяют стихотворение.
Затем они самостоятельно рассказывают его.
5. Физкультминутка
«Песенка весенних минут» (см. занятие 59).
6. Сравнительная степень прилагательных
Дети по образцу логопеда изменяют слова, закрепляя признаки весны:
— Было светло, а будет еще ... светлее.
— Ветер дул теплый, а будет еще ... теплее.
— Солнце светило ярко, а будет еще ... ярче.
— День был длинный, а станет еще ... длиннее.
— Снега мало, а будет еще ... меньше.
7. Работа в тетради
Дети рисуют весну. По инструкции логопеда они размещают в середине листа дом, в правом верхнем углу — облако, в левом нижнем — елку, в левом верхнем — солнышко в правом нижнем углу — подснежник, между солнцем и облаком летят птицы.
Занятие 61. Звуки [с], [ш]
Цели: научить различать звуки [с], [ш]; закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, по-, пере-, при-', развивать конструктивные умения и навыки.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови птицу».
Дети перебрасывают друг другу мяч и называют птиц, которых они знают.
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуками Логопед объясняет:
- Звук [с] (так течет вода) - - согласный, глухой, твер-. дый. При произношении звука [с] — губы «улыбаются», язык лежит у нижних зубов, дует «холодный ветерок»; звук [ш]
(так шипит гусь) — согласный, глухой, твердый. При произношении звука [ш] губы округляются, язык поднимается кверху «чашечкой», дует «теплый» ветерок.
• «Слушай внимательно».
Дети поднимают руку вверх, услышав звук [ш], и опускают руку вниз, услышав звук [с]: ш-с...; слогов: -са-шу-ис-ош-...; слов: сок, шуба, песок, мыши...
• Дети повторяют слогоряд: са-са-ша
шу-са-со аш-сы-шо
• Дидактическая игра «Кто внимательный?».
Дети должны разложить картинки со звуками [с] и [ш] под изображениями гуся (звук [ш]) и крана с водой (звук [с]): автобус, собака, мишка, сливы, сок, кошка и т.д.
• Дидактическая игра «Найди пару».
Логопед дает ребенку картинку (груша) и просит найти на доске картинку из серии «фрукты» (слива): машина — автобус, собака — кошка, шуба — свитер, мишка — слоник, чашка — сковорода, сок — шоколад. По паре слов дети составляют предложения. (Даше подарили слоника и мишку.)
• «Загадка и отгадка».
Дети показывают «водичку», если услышали звук [с], и показывают «гуся», если звук [ш]:
Село солнце в камыши, Возле речки ни души. Шевеля едва хвостом Спит в реке усатый ... (сом). В. Степанов
4. Физкультминутка
«Раз, два...» Раз, два, все вставайте, Три, четыре — приседайте, Пять, шесть — повернись, Семь, восемь — улыбнись, Девять, десять — не зевай. Свое место занимай!
5. «Птицы»
Дети называют по иллюстрациям зимующих и перелетных птиц.
Логопед уточняет их строение, образ жизни, поведение птиц весной (вьют гнезда, поют песни, выводят птенцов...).
• Дидактическая игра «Скворец - - скворечник».
Дети усваивают глаголы с приставками. У логопеда на доске изображение скворечника и скворца. По образцу дети изменяют слова (скворец осенью на юг... улетел; весной с юга... прилетел; к скворечнику... подлетел; в скворечник... влетел; из скворечника... вылетел; в лес... по лете л.
6. «Изобрази птичку»
Дети из геометрических фигур выкладывают птичек.
Занятие 62. Звуки [с], [ш] (продолжение)
Цели: закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [ш]; уточнять значения предлогов, выражающих пространственное расположение предметов; научить ориентироваться на плоскости листа.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Закончи слово» (со-ловей, во-рона, дятел у жу-равлъ...).
2. Артикуляционная гимнастика
3. Звуки [с], [ш]
Логопед дает сравнительную характеристику звуков: - Звук [с] (течет вода) - - согласный, глухой; звук [ш] (шипит гусь) — согласный, глухой.
• «Вверх — вниз».
У детей карточки со стрелками: ш щ
Они показывают [т], услышав звук [ш] (язычок вверху), и показывают Щ, услышав [с] (язычок внизу): с-м-с-ш-д-ш-к... сыр, школа, шум, весна, посуда...
• «Не ошибись».
Дети должны добавить к слову са или ша, назвать целое слово: ка-.., ли-.., ко-.., кры-.., коле-.., лап-.. .
• « Чистоговорки ». Дети повторяют:
ша-ша — у меня лапша са-са — вот идет лиса
шу-шу - - я письмо пишу су-су — гуляю я в лесу
аш-аш - у меня карандаш ас-ас - - мы пили квас
• «Имена».
Дети по рядам придумывают имена мальчиков и девочек со звуками [с] и [ш].
Повторяют предложения:
У Даши сушки. Паша нашел стеклышки.
У мамы послушный сынишка. Весной ярко светит солнышко.
У Маши пушистая кошка. На скамейке сидят старушки.
• «Рассказ по картинкам». Логопед говорит:
— Сейчас мы с вами расскажем о том, как Даша и Соня ходили в лес. Вы будете мне помогать, добавлять слова по картинкам:
Даша и Соня пошли в (лес). Там под сосной Даша собирала (шишки). Соня в траве искала (ягоды). Соня и Даша сели отдохнуть на старый большой (пенек). На опушку выскочил пушистый (зайчик). Зайчик трусишка. У него задрожали (ушки). Он убежал в (лес), а Соня и Даша пошли (домой).
4. Физкультминутка
«Лебеди» (см. занятие 7).
5. Что такое плоскостное изображение
По инструкции логопеда дети на листе бумаги выкладывают плоскостные изображения предметов: в середину листа помещают елку, в левый нижний угол пенек, в правый нижний угол — дуб.
• Дидактическая игра «Куда полетела птичка?». По схеме предлога дети перемещают птичку.
Птичка села (на) пенек. Пролетела (над) елкой.
Залетела (за) елку. Вылетела I_I а (из-за) елки. Спряталась (в) гнездо на дубе. Вылетела[(из) гнезда. Полетела (в) лес.
Занятие 63. Звук [Ж]
Цели: уметь различать и называть звук [ж] среди других согласных, находить его в словах (в начале, в середине); научить согласованию числительных с существительными; развивать фонематический слух.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один много» (грач - много грачей, дятел — много дятлов, скворец — ...) .
Артикуляционная гимнастика
3. Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [ж] (так жужжит жук) - - согласный, звонкий При произношении звука [ж] - - губы округлены, язык у верх них зубов «чашечкой», голосок работает.
• «Слушай внимательно».
Дети показывают жука, услышав звук [ж]: м'Э*с-гпж-д-б-ж...; жу-ки-жа-мы-ту-жи.. жарко, лук, ежонок, лопата журнал, Женя, пожар, сорока...
• «Доскажи словечко».
Дети добавляют слоги: жи-раф, жа-ба, жу-ки, Жа-ра, жу* равль, Же-ня...
• «Да - - нет».
Логопед выставляет картинки, а дети говорят «да», если в слове есть звук [ж], и «нет», если звука [ж] нет:
ножи, стул, жаба, пила, собака, одежда, ягода, жук, желуди, ведро, лыжи...
• «Звуковая решетка».
Дети должны определить место звука [ж] в слове (в начале, в середине, в конце), соответственно положить в окошко синий кружок.
• «Закончи предложение».
С помощью картинок на доске дети добавляют по смыслу слово в предложение:
— Дима в лесу собирал ... желуди.
— Женя в шкаф положил ... одежду.
— У мамы на столе лежат ... ножи.
• «Послушай стихотворение».
Дети слушают «жужжал очку» и хлопают в ладоши, когда слышат звук [ж]:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
В. Фетисов
4. Физкультминутка
«Как живешь?» (см. занятие 25).
5. «Посчитаем?!»
На доске расставлены картинки с изображением птиц. Логопед предлагает детям посчитать, сколько и каких птиц прилетело с юга: 5 журавлей, 3 скворца, 4 цапли и т.д.
6. Работа в тетради
Логопед называет птицу, дети соотносят первый звук слова с первым звуком названия цветного карандаша и рисуют кружок этим цветом: синица — синий карандаш и т.д.
Синица — аист — зяблик — кукушка — журавль — грач — жаворонок - чиж - клест.
Занятие 64. Прилет птиц
Цели: уточнить и обобщить знания о перелетных птицах; научить согласованию существительных с глаголами в единственном и множественном числе; закреплять навык пересказа небольшого рассказа; развивать графические умения и навыки.
Организационный момент
• Игра с мячом «Назови последний звук» (пету-х, сло-н, самоле-т, лимо-н...).
Слушай внимательно»
Дети хлопают в ладоши, услышав слово, имеющее отношение к птице: кукла, журавль, дом, гриб, гнездо, хвост, копыта, крылья, рога, перья...
Объясните Незнайке»
В гости к детям пришел Незнайка, принес картинки и выставил их на доску (журавль, ласточка, сова, бабочка, ворона, грач, жук, скворец, лебедь, голубь, синица). Незнайка говорит:
— Ребята, я принес вам картинки, на которых изображены птицы. Вы их знаете.
Дети называют птиц и говорят, что бабочка и жук не птицы. Логопед предлагает детям объяснить Незнайке, почему бабочка и жук не птицы [у них нет оперенья, клюва, лап и т.д.).
• «Третий - - лишний».
Незнайка предлагает поиграть в игру, чтобы отделить перелетных птиц от зимующих: журавль, синица, соловей; ласточка, грач, ворона; голубь, скворец, лебедь.
4. «Отгадай загадки»
Врач лесного царства — Лечит без лекарства. (Дятел.)
Серое перышко,
Золотое горлышко. (Соловей.)
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести. (Сорока.)
Птицы с длинными ногами До весны простились с нами, Машут крыльями вдали И курлычут ... (журавли).
В. Степанов
6. Пересказ рассказа В. Чаплиной «Скворец»
Весной из далеких жарких стран прилетают скворцы. А здесь для них уже домики-скворечни приготовлены. Выберет скворец домик, сядет около него и начнет свои веселые песни распевать. Песня у скворца особенная — то запоет так красиво, что заслушаешься, а то вдруг лягушкой заквакает или кошкой замяукает. Зато как выведутся птенцы, тут уж скворцам не до песен. Целый день собирают они разных насекомых, слизней, гусениц... своим птенцам носят.
А осенью соберутся скворцы в большие стаи и опять улетят от нас в далекие жаркие страны.