Рассмотрим эти признаки более детально.

Отрасли социальной сферы имеют своим непосредственным ад­ресатом людей, их материальные, физические и духовные возмож­ности. В частности, образование обеспечивает освоение людьми знаний и умений. Непосредственная дея­тельность этой сферы направлена все же не на людей, а на материальные условия их жизнедеятельности и обеспечивает нормальное состояние материальных объектов. Это может характеризоваться и как материальное про­изводство. Объем предоставляемых услуг в этой части может быть количественно определен.

Считается, что отрасли социальной сферы характеризуются на­личием выраженных внешних эффектов Потребление их благ те­ми людьми, кому они непосредственно адресованы, сказывается и на тех людях, кто этих благ непосредственно не потребляет. Клас­сическим примером такого рода считается здравоохранение. Профилактика заболеваний и меди­цинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздей­ствие не только на тех, кто получает эти услуги (даже и за плату), но и на других лиц, не получающих и не оплачивающих этих услуг, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития экономики, культурная деятельность способ­ствует распространению и освоению людьми социальных ценно­стей, консолидирующих общество.

Отрасли социальной сферы постоянно выступают объектом ценностных оценок со стороны государства и общества. Например, конституции многих стран относят доступность медицинского об­служивания, образования, культурных благ к числу неотъемлемых прав человека. Применительно к сфере образования, это особенно заметно при изучении программных документов, связанных с раз­витием образования.

Сама по себе ценностная оценка мало что дает, поскольку носит, скорее, характер декларации. Достаточно сравнить конституционные гарантии в России в настоящее время и лет тридцать назад, а особенно - их реализацию. Более важна ко­личественная составляющая этой ценностной оценки, т. е. степень доступности того же образования или уровень здоровья нации.

Отсутствие количественной оценки может быть не только след­ствием ее принципиальной невозможности в силу каких-то внутренних особенностей той или иной сферы деятельности, но и просто не разработанности инструментальных средств такой оцен­ки. Ведь количественная оценка по ряду позиций вполне возможна.

Основной причиной применения к социальной сфере качествен­ных оценок является отсутствие, как правило, вещественной фор­мы результата ее деятельности, выступающего в виде услуги.

Образовательная услуга

Большинство исследователей согласны с тем, что деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг.

Наиболее подробно проблемы содержания образовательной услуги исследованы В.В. Чекмарёвым, утверждающим, что именно по поводу производства услуги складываются все экономические отношения в сфере образования.

Образовательная услуга является продуктом образовательного производства. В образовательной услуге, как процессе, создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя. Через призму образовательной услуги как экономической категории можно более точно определить понятие самого человеческого капитала. По отношению к человеку как носителю этого капитала можно говорить об индивидуализированных способностях в форме уже существующих знаний и навыков, которые еще может быть будут использованы в каких-либо трудовых процессах.

Определения образовательной услуги содержатся, в частности в работах, В.М. Зуева, Е.Н. Жильцова, Е.Н. Попова, В.В. Чекмарёва и др. К числу наиболее подробных можно отнести определение, данное В.П. Щетининым.

Образовательные услуги определяются как система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги в первую очередь обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в ее духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности, для развития в человеке истинно человеческого. Вместе с тем эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, в формировании, сохранении и развитии их способности к труду; в специализации, профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Так что, образовательные услуги непосредственно участвуют в воспроизводстве разнообразных человеческих способностей к труду. Чем больше потреб­ляется образовательных услуг, тем выше объем и качество осво­енных знаний, умений и навыков, а потому, возрастает качество рабочей силы, Само же это качество определяется не только тем, сколько и какого качества предоставлено образовательных услуг, а и количеством, и качеством собственного труда обучающегося в процессе потребления этих услуг, и степенью реализации личных способностей потребителя. Вот почему не следует отождествлять комплекс образовательных услуг, предоставленных обучающимся, с тем комплексом знаний, умений и навыков, которые ими приобре­тены. Если первый - продукт труда педагогов обслуживающего персонала, то второй – продукт интегрированного труда педагогов и учащегося. Именно поэтому образовательные услуги, а не зна­ния, умения и навыки выпускников являются продукцией образо­вательных учреждений.



Наши рекомендации