Понятие «педагогический менеджмент».
В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется менеджменту – управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.
В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления: первый – это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй – культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий – это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения.
В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.
Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы.
Современное ПОУ (педагогическое образовательное учреждение) рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления ПОУ может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.
Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями:
• позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;
• обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;
• создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.
Педагогический менеджмент имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью людей. В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.
В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ – менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.
Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера.
Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда – информация, орудием труда – язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента – учащихся.
Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта: совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни.
В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением. В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы – обучающих и обучаемых. Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент – это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.
Менеджмент – это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.
Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.
Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми. В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:
- процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;
- управление бизнесом через филигранную работу с людьми;
- специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;
- умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;
- функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
- область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.
В науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».
Наиболее полное определение менеджмента, которое может быть использовано в образовании, дал известный американский теоретик менеджмента Питер Друкер ( Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента.: Пер. с англ.: — М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 398 с.). Современный менеджмент – это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.
П. Друкер определяет и задачи менеджмента:
1. Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.
2. Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.
3. Ни на минуту не останавливать развитие людей.
4. Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.
Традиционная система принципов, отражающая организационно-производственную сторону управления в образовании, была существенно дополнена при внедрении идей педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений.
С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским ( Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск». – 2000. – 224 с.)
выделены следующие управленческие принципы:
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостного взгляда человека;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной справедливости;
- принцип индивидуального подхода в управлении;
- принцип обогащения работы педагога;
- принцип личного стимулирования;
- принцип консенсуса;
- принцип коллективного принятия решения;
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
- принцип автономизации управления;
- принцип постоянного обновления.
3.Управление развитием образовательных учреждений в России.
Постановка проблем управления школой в дореволюционной России связывалась с появлением школы как социального института. Нужно было подобрать кадры учителей, оплатить их труд, проконтролировать качество знаний учащихся, определить содержание обучения, поддержать дисциплину и т.д. Первоначально все эти вопросы решались на чисто эмпирической основе без сколько-нибудь серьезных попыток их теоретического осмысления. Однако по мере увеличения числа учебных заведений и роста контингента обучающихся возникла необходимость в обобщении накопленного опыта управленческой деятельности и его систематизации.
Ряд вопросов управления школой нашли свое отражение в трудах выдающегося российского педагога К. Д. Ушинского. В статье «Три элемента школы» он выделяет основные компоненты деятельности школы: административный, учебный и воспитательный. К. Д. Ушинский считал, что руководитель школы одновременно должен быть и администратором, и педагогом, а его деятельность — включать определение содержания преподавания, выбор методов обучения, проведение экзаменов, учительских конференций, выбор учебников и использование наиболее эффективных методов. Особое значение К.Д. Ушинский придавал личности руководителя учебного заведения, его человеческим качествам, профессиональному уровню.
Проблемы внутри школьного управления получили дальнейшее развитие в трудах Н.Ф. Бунакова, А. Н.Корфа, Н.И.Пирогова и других известных педагогов XIX в.
Большой вклад в постановку ряда актуальных проблем управления школой внес выдающийся педагог и хирург Н. И. Пирогов. Будучи попечителем Киевского и Одесского учебных округов, он занимался управлением образованием на различных уровнях. В отношении внутришкольного управления Н. И. Пирогов сформулировал требования, которые должны предъявляться к руководителю учебного заведения. При этом на первый план он выдвинул требования профессионализма, педагогической компетентности, умения считаться с мнениями учителей, а не навязывать им в приказном порядке свои взгляды, свою точку зрения [44]. Важнейшим органом коллегиального управления школой Н. И. Пирогов считал педагогический совет. Его решения директор не был вправе отменить — он мог лишь обратиться с такой просьбой к вышестоящему органу управления.
Февральская революция 1917 г. породила надежды на демократизацию системы образования, на ее радикальное реформирование. Но Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и последовавшая за ней кровопролитная Гражданская война создали принципиально новую ситуацию. Вместо реформирования системы образования актуальным стал вопрос о замене старой школы принципиально новой школой, которая по замыслу руководителей большевистской партии должна была выражать и защищать интересы пролетарского государства. Уже 18 июня 1918 г. Совнарком одобрил положение «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике». Более детально политика в области образования нашла свое отражение в «Положении о единой трудовой школе» и «Основных принципах единой трудовой школы» («Декларация»).
В первые годы советской власти в сфере управления учебными заведениями были предприняты попытки демократизации. Устанавливалась выборность руководителей школ, создавались школьные советы, которые наделялись широкими полномочиями. Следует, однако, отметить, что создаваемая система управления школами носила выраженный классовый характер, ее главной задачей являлось проведение в жизнь политики правящей партии, полный идеологический контроль над системой образования. Коренным образом был обновлен корпус руководителей образовательных учреждений. К руководству школами пришли «красные директора», большинство из которых не имели ни педагогического образования, ни опыта школьной работы. Значительная часть учителей отнеслась отрицательно к мероприятиям Народного Комиссариата просвещения (Наркомпроса), многие педагоги оставили преподавательскую работу. На их место зачастую приходили люди, которые имели лишь начальное образование, поэтому в 20-е гг. XX в. чрезвычайно острой стала проблема подготовки и повышения квалификации руководящих кадров системы народного образования.
Первым шагом в решении проблемы подготовки кадров для образования стало открытие в 1921 г. Центрального института организаторов народного просвещения им. Е.А. Литкенса (ЦИОНП).
Если для 20-х гг. XX в. характерны творческие поиски, экспериментирование, стремление к освоению зарубежного опыта и достижений зарубежной педагогики, то с начала 30-х гг. XX в. все более отчетливым становится курс на единообразие, унификацию школьной жизни. Новые постановления ЦК ВКП(б) фактически означали отход от «Основных принципов единой трудовой школы», от провозглашенных в «Декларации» демократических лозунгов. Усиливается административно-бюрократический стиль управления, централизация, идеологический прессинг, подавляются любые проявления инакомыслия. Внутришкольное управление в значительной степени теряет свою самостоятельность, руководитель школы постепенно превращается лишь в исполнителя требований вышестоящих органов.
Становление и усиление административно-командной системы управления в 30-е гг. XX в. сделали невозможным поиски принципиально иных форм и методов управления как в сфере образования, так и в других сферах.
В начале 50-х гг. XX в. появляется ряд книг, в которых рассматривается довольно широкий круг вопросов, связанных с организацией деятельности школы и управлением учебно-воспитательным процессом. Наиболее фундаментальной среди них является работа «Школоведение» под редакцией А. Н. Волковского и М. П. Малышева (« Школоведение»1955). В понятие «школоведение» авторы включали вопросы школьной системы, управления школьным делом, инспектирования школ, организации всеобуча, школьного бюджета и т.д. В этой книге впервые в отечественной педагогической литературе употребляется термин «управление школой».
В 50-е гг. XX в. также была предпринята попытка определить функции руководителя школы. Е. И. Перовский выделяет три основные функции, к которым относятся: организация учебно-воспитательной работы; педагогический и методический инструктаж работников школы; контроль за работой учителей и других сотрудников. Реализация этих функций, по мнению исследователя, и составляет суть управления школой.
Следует отметить, что в рассматриваемый период все попытки демократизации управления школой оказались неудачными и не дали ощутимых результатов, — административно-бюрократическая система управления не только сохранила, но и укрепила свои позиции. Создание в 1967 г. Министерства просвещения СССР означало дальнейшее развитие централизаторских тенденций, унификацию образовательной системы.
Однако никакой, даже самый жесткий, контроль не мог полностью подавить инициативу лучших руководителей школ. Наглядным примером этого является опыт Павлышской школы. В. А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» отстаивал необходимость демократизации внутришкольного управления, уважения личности учителей и учащихся, подчеркивал необходимость профессиональной компетентности руководителя.
Дальнейшая активизация исследований по проблемам управления школой отмечается в СССР во второй половине 70 —80-е гг. XX в. Это в значительной мере было связано с распространением идей теории социального управления и их проникновением в сферу образования. На смену бытовавшему в течение многих десятилетий термину «внутришкольное руководство» приходит термин «внутришкольное управление». Обретает права гражданства понятие «функции управления». Среди наиболее интересных исследований этого периода следует отметить книгу М. И. Кондакова «Теоретические основы школоведения», а также ряд работ Е.С. Березняка, Ю.В. Васильева, Ю.А. Конаржевского, Э. Г. Костяшкина и Т. И. Шамовой.
Значительный вклад в переосмысление подходов к управлению школой внесли работы коллектива авторов. В опубликованной ими в 1991 г. коллективной монографии (при участии Ю.А. Конаржевского) «Внутришкольное управление: вопросы теории и практики» не только подчеркивается необходимость системного подхода к управлению школой, демократизации и гуманизации управления, но и предлагаются методы реализации этих ключевых идей. Уже в этой работе заметны значительный отход от традиционного школоведения и влияние идей общей теории социального управления. Это влияние еще более ярко проявилось в вышедшей в 1992 г. книге под редакцией Т.И. Шамовой «Менеджмент в управлении школой».
Характерной чертой исследований, проводившихся в 90-е гг. XX в., стало особое внимание к проблемам управления развитием школы. Именно эти проблемы были в центре внимания ученых Института управления образованием РАО (созданного в 1992 г. на базе НИИ управления экономики и развития образования). В 1993 г. было опубликовано методическое пособие В.С. Лазарева и М.М. Поташника «Как разработать программу развития школы», а в 1995 г. под их редакцией вышла книга «Управление развитием школы», подготовленная коллективом сотрудников Института управления образованием.
Опираясь на достижения современной психологической науки, под руководством В.С.Лазарева были по-новому проработаны вопросы руководства педагогическим коллективом, мотивации работы учителей, аттестации педагогических кадров. В соответствии с новыми реалиями В. И. Ерошин и его сотрудники разработали вопросы управления экономической деятельностью школы.
Среди публикаций, посвященных теоретическим и прикладным вопросам внутришкольного управления, вышедших в 90-е гг. XX в., следует также отметить работы Ю.В.Васильева, В.И. Загвязинского, Ю.А. Конаржевского, А.А. Орлова, М. М. Поташника, П.И. Третьякова.
В 90-е гг. XX в. процесс становления внутришкольного управления как самостоятельной научной дисциплины существенно ускорился. В этот период удалось преодолеть оторванность разработки проблем внутришкольного управления от достижений общей теории управления социальными организациями. Не отрицая специфики школы как объекта управления, авторы многих работ, опубликованных в этот период, стремились применить к внутришкольному управлению общие закономерности современного менеджмента, рассматривать школу как сложную социальную систему, которая постоянно развивается и обновляется.
Таким образом, к середине 90-х гг. XX в. в России был сделан заметный шаг на пути комплексной разработки проблем управления школой, становления внутришкольного управления как самостоятельно научной дисциплины.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось новыми подходами к управлению образовательными системами, связанными с соединением информационных и блочно-модульных технологий в управлении.
Литература
Основная
1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.
2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2011. – 52 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013. – 43 с.
Дополнительная
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с. |
2. Анисимов, В.В., Грохольская, О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 2006 – 574 с. |
3. Давыденко, Т.М. Управление образовательными системами / Т.М Давыденко, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. – М.: Изд. "Academia", 2008. – 384с. |
4. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление,- М.: Педагогический поиск, 2005. – 224 с. |
5. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие- 2-ое переработанное / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова, – Н.Новгород, НИМБ, 2004. – 526 с. |
6. Основы менеджмента: учебник / Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2001. – 416 с. |
7. Поташник, М.М. и др. Управление развитием школы. – М.: Новая школа, 2001. – 8. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – |
9. Шамова, Т.И., Третьяков, П.И., Капустин, Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с. |
Лекция 2.