Технология пректного обучения.
Метод проектов возник в 20-е годы ХХ века в США. Его авторами являются известные американские ученые - представители гуманистической педагогики и психологии Дж. Дьюи и Х. Килпатрик. Идея проектного обучения возникла в связи с критикой традиционного обучения. Традиционная школа была школой зубрежки. Ученики часто не понимали то, что заучивали. Знания зачастую не имели практического применения, были далеки от реальной жизни ребенка, его актуальных интересов. Отсюда отсутствие интереса к учению.
Дж. Дьюи и Х. Килпатрик считали, что целью образования является обучение ученика умению самостоятельно решать проблемы, а не усвоение суммы предметных знаний.Отсюда большое внимание уделялось самообразованию, в частности, умению выявлять и формулировать проблемы, находить нужную информацию, предлагать способы решения проблем, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Пи этом проблема должна быть взята из реальной жизни, значимой для ребенка. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
В России метод проектов внедрялся в педагогическую практику с 1905 по 1931 годы известным российским педагогом С.Т. Шацким. Цель проектной деятельности он видел в стимулировании ученика к самостоятельной творческо-поисковой деятельности, в соединении теоретических знаний с практическими умениями. В 30-е годы в связи с переходом на предметное обучение проектная деятельность была подвергнута критике со стороны партии и правительства СССР. Возрождение интереса к проектной деятельности возникает в середине 90-х годов ХХ века. В настоящее время в материалах по модернизации структуры и содержания среднего общего образования отмечается важная роль проектной деятельности в образовании школьников. В частности, указывается на необходимость включения проектной деятельности в учебный процесс среднего и старшего звена обучения. В некоторых образовательных моделях проектирование начинается уже в начальной школе. Например, в программе «Сообщество». Интерес к проектной деятельности связан с тем, что в настоящее время проект стал основным методом решения многих управленческих, производственных и социальных задач во всех странах мира. Так, в настоящее время в России реализуется проект «Образование».
В настоящее время существует множество определений понятия «проект». Различные толкования понятия «проект» затрудняют понимание сущности этого явления. Проект в переводе с латинского буквально означает «заброшенный вперед».
Попробуем вывести собственное определение понятия «проект». Как известно, для определения понятия необходимо выявить его существенные свойства. Для этого можно использовать идеографический метод описания понятия (см. рис.1). Начнем с определения характерных свойств этого явления. Они будут определять ключевые слова, характеризующие понятие «проект». Перечислим эти ключевые слова:
· деятельность;
· продукт;
· проблема;
· исследование;
· конструирование и моделирование;
· планирование и расчеты.
Рис. 1. Анализ понятия проект (идеографический метод)
Отсюда можно заключить, чтопроект – это замысел чего-либо, представленный в виде документа, отражающего проблему, ее исследование, способ решения, планирование и ресурсное обеспечение деятельности, направленной на создание какого-либо продукта (интеллектуального или материального).
Как уже было отмечено, цель учебного проектирования – формирование умения самостоятельно решать проблем. Задачами проектного обучения являются развитие познавательных навыков и формирование аналитического (критического) мышления.
Проектная деятельность требует сформированности следующих умений:
– использовать разнопредметные знания и умения;
– работать с различными источниками информации;
– аналитически мыслить;
– работать в группе;
– представлять информацию;
– оценивать результаты своей деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов
Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к использованию метода проектов.
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, решение которой требует интеграции знаний.
2. Познавательная (теоретическая и практическая) значимость результатов.
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
5. Использование исследовательских методов.
Типология учебных проектов
В настоящее время существуют разные подходы к определению типологии учебных проектов. Рассмотрим один из них.