Классификация педагогических технологий.
В настоящее время существует множество педагогических технологий. В связи с этим возникает необходимость их систематизации. Педагогической наукой предложены различные подходы к классификации педагогических технологий. Рассмотрим некоторые из них.
По сущности и инструментально значимым свойствам (например целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические и локальные технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо фактор, метод, принцип – педагогическая технология всегда комплексна.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технологии саморазвития, эвристические, прикладные.
По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, комплексные технологии и проникающие технологии.
По типу организации управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие типы технологий:
1) классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);
2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;
5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;
6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих систем, самыми распространенными из которых являются:
§ традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидиахография);
§ современное традиционное обучение, использующее дидиахографию в сочетании с техническими средствами;
§ групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
§ программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
· Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся и применением требований принуждения.
· Высокой степенью не внимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и самым главным факторами формирования личности считаются дидактические средства.
· Личностно-ориентированныетехнологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
· Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
· Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
· Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способ реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
· Эзотерические технологии основаны на учениях об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - истине и путях, ведущих к ней. В Эзотерической парадигме сам ребенок становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, творческие и др.
По категории обучающихся наиболее важными являются:
§ массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
§ технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.)
§ технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции поддержки выравнивания);
§ технологии работы с отклоняющимися (трудными, одаренными) детьми в рамках массовой школы.
И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.
· Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.К ним относится педагогика сотрудничества Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н. Ильина и др.
· Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов, опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова и др.
· Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.Ф. Гузник), технологии индивидуализации обучения (А.С. Гранацкая, В.Д. Шадриков), перспективно – опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные)технологии и др.
· Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича.
· Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.
· Альтернативные: вальдрфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А.М. Лобка.
· Авторские школы (из наиболее известных – «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа – парк» М. Балабана и др.).
Н.В. Бордовских и А.А. Реан выделяют следующие группы педагогических технологий.
· Структурно-логические технологии обучения.
Они представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов.
· Игровые технологии.
Данные технологии представляют собой игровую форму организации образовательного процесса через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Используются разные виды игр: деловые, ролевые и т.п.
· Компьютерные технологии.
Они реализуются в рамках системы «учитель – компьютер – ученик» посредством программ различного вида (информационных, тренинговых, развивающих и т.п.).
· Диалоговые технологии
Построены на взаимном общении между учащимися и учителем.
· Тренинговые технологии
Это действия по отработке определенных умений и навыков. Построены по принципу алгоритмизации.