Основные факторы развития личности
Понять закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса?
Фактор – веская причина, образованная совместным влиянием нескольких простых причин.
В развитии человека выделяют три таких фактора – НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, СРЕДА, ВОСПИТАНИЕ.
С1
С3
Среда Воспитание
Наследственность
Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, т. е. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены (гр. «ген» - рождающий).
Задатки человека (речь, прямохождение, мышление,
трудовая деятельность).
Индивидуальные особенности от родителей
( особенности телосложения, конституции, цвет волос,
глаз, кожи, группа крови, резус- фактор).
Наследуется ли интеллектуальные, специальные и моральные качества?
Педагоги материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (дети алкоголиков, наркоманов и др.)
Педагоги – идеалисты признают биологическую наследственность.
В определении специальных задатков (музыкальных, художественных, спортивных) – нет особых разногласий. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку представляются необходимые условия.
Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств.
Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым.
Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, говорили древние, – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письма. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.
С другой стороны многие серьёзные ученые придерживаются теории «врожденного зла». И справедлива ли пословица, дошедшая до нас из глубины веков, – «яблоко от яблони недалеко падает»?
В западной педагогики доминирует утверждение о том , что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей. (И. П. Павлов.), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличными от действий животных?
Вопрос этот очень сложный и его решение требует больших усилий ученых различных наук.
Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний- среды и воспитания.
Взаимодействие и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний- среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного и другого внешнего слагаемого (вершины С 1, С 2) негармоничным. Так же возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (вершина С 3).Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.
Почему дети попавшие к животным выживали? (Поршнев Б. Ф. Последствия изоляции ребенка от общества.// Социальная психология и история. – М., 1979. – С.134., 135-138)
1. Материнский инстинкт животных.
2. Адаптация к природной среде нервной системы детей.
3. Инстинкт древних предков, животных среди зверей.
3. Социализация, ее стадии и факторы
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет межнациональный статус. Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранение своих специальных структур стремится сформулировать социальные стереотипы и стандарты ( групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образы поведения.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов)
социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В связи с этим выделяют следующие ее стадии:
Ранняя (от рождения до школы)
Юношеская (школа, техн. Вуз.)
Трудовая
Послетрудовая (с уходом на пенсию).
Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как активное начало наряду с активным ребенком.
А. В. Мудрик выделил основные ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, объединив их в три группы:
МАКРОФАКТОРЫ – (космос, планета, мир, страна, общество, государство) которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
МЕЗОФАКТОРЫ – (мезо- средний, промежуточный)- условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в ктором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
МИКРОФАКТОРЫ – оказывают непосредственное влияние на людей- семья, сверстники, учебные заведения и т. д.
Литература
Основная
1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.
2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 52 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 43 с.
Дополнительная
- Ковалевский, П. И. Психологические эскизы из истории. В 2.Т., Т– 1. – М.: Терра, 1995. – 544с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 1988. – 270 с.
- Майер, А.А. Системогенез детства: полипарадигмальный аспект // Педагогика. – № 3. – 2015. – С.3-9
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учебн .заведений / А.В. Мудрик. 6 е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
- Флейк- Хобсон, К. И., Робинсон, Б.Е., Скин, П. др. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. и предесл. М. С. Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992. – 511 с.
Раздел 3. Теория обучения
Лекция 1.
Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса
1. Понятие о дидактике, её предмет и задачи.
2. Сущность обучения. Функции процесса обучения.
3. Структура процесса обучения, его компоненты.
4. Психологические и методические основы и этапы процесса обучения.
5. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).