Т е м а 2. основные факторы развития личности

Примерный план

1. Понятие о процессе развития личности.

2. Значение наследственности и среды в формировании личности.

3. Ведущая роль воспитания в развитии человека и формировании личности.

Формирование личности как сложный социально-биологический процесс развития человека.

Д. Локк о человеке как продукте среды и воспитания. Его утверждение о душе ребенка как «чистой доске» («tabula rasa»). Влияние Д. Локка на становление многофакторной теории развития человека.

Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности. Биологическая, социологическая и биосоциальная концепции.

Наследственность как биосоциальный фактор. Современная генетика о механизме наследования природных, физических качеств. Отклонения в психолого-физиологическом и физическом развитии. Причины нарушения здоровой природы ребенка.

Проблема наследования духовных качеств человека. Теории о врожденности интеллектуальных и нравственных качеств. Основные закономерности духовного развития.

Факторы развития человека. Среда и ее роль в формировании и социализации личности. Внутренние и внешние факторы развития человека, особенности их влияния на формирование личности на разных возрастных этапах, при разных обстоятельствах.

Координирующая и развивающая функция воспитании. Различные подходы к рассмотрению характера взаимосвязи воспитания и развития. Теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

Особенности физиологического, соматического и психосексуального развития. Половозрастные особенности человека и развитие его личности.

Задания для самостоятельного усвоения темы

1. Могут ли передаваться от родителей к детям следующие качества:

- способы мышления, особенности интеллектуальной деятельности;

- черты характера;

- тип нервной системы, темперамент;

- задатки, служащие основой для развития индивидуальных особенностей;

- цвет глаз, цвет кожи, группа крови, резус-фактор;

- нравственные качества;

- особенности речи, памяти, внимания;

- телосложение, черты лица.

2. Сформулируйте определения понятиям: закономерность, индивидуальные особенности, потребность, развитие.

3. Попробуйте построить генеалогическое древо своей семьи. Попытайтесь проанализировать, что Вы унаследовали от своих родителей и прародителей.

4. Как решается и как может быть решена проблема воспитания одаренных детей в современной школе? Разработайте краткие рекомендации для образовательных учреждений о работе с детьми, обнаружившими особые способности. При разработке таких рекомендаций Вам поможет Ваш собственный школьный и вузовский опыт.

5. Приведите аргументы для доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармонического развития личности как цели воспитания.

6. От чего главным образом зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников:

- от природных задатков;

- от объема приобретенных знаний, умений;

- от организации и осуществления целенаправленного учебно-воспитательного процесса;

- от количества прочитанных книг;

- от каких-то других факторов.

7. Попытайтесь построить «образ-Я» Тома Сойера. Напомним, что «образ-Я» – это система представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экспериментального курса / Урал. гос. пед. ин-т / А. С. Белкин. – Екатеринбург, 1992. – 156 с.

2. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л. С. Выготский // Вопр. психологии. – 1972. - № 2. – С. 122 – 145.

3. Генетика, поведение, ответственность / Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. – М.: Политиздат, 1982. – 350 с.

4. Леонтьев, А. Н. Развитие психики в онтогенезе / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произведения: В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1983. – С. 280 – 385.

5. Смирнов, В. И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Смирнов. – М.: Логос, 2002. – С. 67 – 120.

Наши рекомендации