Культурологическая парадигма

Образование- социокультурный феномен. Еще С.И. Гессен образованность выделял в качестве ценностно-целевого объекта культуры. На принцип культуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистерверг, К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

В настоящее время к культуре относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности.

Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы.

Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно ориентированного образования: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурно-развивающая среда; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно образовательном пространстве.

Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно ориентированного образования. Основными положениями этой концепции являются следующие:

- главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической;

образование – это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры;

- объектом и целью образования является человек культуры;

- необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимым условием для этого является интеграция образования в культуру;

- осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создания в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

- творчество – основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества;

- образование должно наполняться культурными, то есть человеческими смыслами;

Культурологический подход является основным методом проектирования личностно ориентированного образования, компонентами которого выступают: отношение к ребенку как субъекту, способному к культурному саморазвитию;

отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой; способному оказать ребенку поддержку в самоопределении и развитии; отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников; отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству,

где воссоздаются культурные образцы жизни, осуществляется воспитание человека культуры.

В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к личностной самодетерминации в общении и сотрудничестве с другими людьми и культурой.

Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, питается ею, а с другой стороны – влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции:

гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности);

культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования);

социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта). Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование, как часть культуры, способствует сохранению и развитию культуры. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования. Графически эту взаимосвязь можно представить следующим образом:

Взаимосвязь культуры и образования

2. Культура и образование связаны между собой общим объектом – человек культуры и образования;

общечеловеческими ценностями: культура, образование, человек и др.;

творческим характером культурно-образовательной деятельности (неслучайно, К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством);

общими функциями - развитие, обучение и воспитание человека.

Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры.

Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры.

Учитель должен являться носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности - учеников - и тем самым идентифицирует себя с культурой.

Педагогическая деятельность - это прежде всего диалог между культурами, обмен культурными ценностями (а не просто передача знаний, умений и навыков).

Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.

Образовательные траектории стремительно изменяющегося мира.

Мы живем в эпоху стремительных изменений, и образование в эпоху перемен не может ориентироваться на прошлое, на идеальную модель или рынок рабочих мест. Скорость изменений перестала носить медленный «поколенный» характер и человек в течение жизни вынужден многократно приспосабливаться к изменениям на рынке труда, новым технологиям и глобальным трендам. Конечное образование, ориентированное на диплом, уже теряет смысл – оно становится открытым на всю жизнь.

Образование – это сотворение своей способности обрести место в меняющемся мире, т. е постоянно задавая вопросы про то, как обеспечить себя и семью? как жить с другими? с самим собой? С Богом или без него. Все изменения ответов в иных условиях и задают новые формы образования.

Изменился рынок рабочих мест, пришла другая экономика, появились новые профессии и нужно иначе ответить на вопрос, как зарабатывать.

И если сегодня есть ответы, то завтра они уже не годятся, и тогда продолжается работа образовывать себя заново. И, как известно, многознание ума не прибавляет – нужен новый опыт самоорганизации жизни.

Система образования создает возможности для адекватных ответов и вопрос в том, какие сегодня ответы нужны для новой ситуации и будущего.

Мы живем в эпоху очень крутого слома, и большинство старых ответов не годятся и старое образование не поможет (даже в Оксфорде и в Гарварде).

Образование как функция воспроизводства и преобразования общества не исчезнет, пока человек сам определяет свое будущее.

Образование как социальный институт претерпит множество изменений в зависимости от того, как это будущее мы представляем.

Идеи образования зависят от нашего понимания устройства мира

( сложный и динамичный или простой и статичный), миссии человечества (продолжение процесса сотворения мира или потребление ресурсов ради нашего удовлетворения), истории (борьба за власть или обретение возможностей).

Человеческий мир находится в движении и трансформациях, и нет форм общежития, вовлеченных в глобализацию, которые бы этого избежали.

Эта трансформация – одна из самых масштабных в истории нашей цивилизации и связана с кумулятивным эффектом действия ряда факторов – завершения процесса глобализации по евро-американскому сценарию, осознания исчерпанности основных ресурсов при резком возрастании населения земли, изменения климата и активного использования технологий.

Воспринимается эта трансформация как сумма кризисов экономических и гуманитарных. Но кризисы – проявление трансформационных изменений и ожидать, что они пройдут и все будет, как прежде, было бы глупо.

И то, что имело начало в Новое время и приобрело огромную значимость уже в глобальном мире, отступит с ведущих позиций на второстепенные. Это потребительская идеология и связанная с ней экономика, сам процесс глобализации, доминирование конкуренции и корпораций, культуры, науки, менеджмента... В это трудно поверить, но по логике генезиса цивилизации вполне возможно и уже происходит. Другое дело, что ничего существенное не исчезнет, и новое будет вырастать рядом со старым. Однако есть вариант и новых « темных веков» вследствие того, что старое уже не будет работать, а новое не будет создано: ведь нет законов истории, которые делают процесс трансформации положительным и результативным. Известно, что и великие цивилизации, и империи, и корпорации гибли или исчезали. И будущее есть не у всех. Большинство обречено на бесконечно длящееся настоящее.

Накопленная веками избыточная множественность форм образования есть необходимое условие сохранения возможностей не только развития, но даже и выживания человечества. За этим утверждением стоит фундаментальное допущение, что человечество сталкивается и далее будет сталкиваться с новыми вызовами и возможностями, на которые придется отвечать. Человечество уже накопило большой запас образовательных традиций, форм организации и укладов, которые могут стать основанием этой избыточности. Процесс глобализации, основанный на конкуренции, стремительно этот запас уничтожает. В чем причина уничтожения?

В неспособности существующих систем управления реально сорганизовать множество образовательных форм.

В коммерциализации и бюрократизации все больших фрагментов образовательного пространства.

В вере в прогресс через технологизацию и способность образовательных технологий заместить все разнообразие существующих и возможных форм.

В онтологической и управленческой глупости как доминирующей форме мыслимости в современном мире, в том числе по отношению к образованию.

Каждому обществу, общественной группе необходимо свое образование, которое его строит или воспроизводит.

Европейская цивилизация в процессе своего становления прошла несколько форм и организаций и, соответственно, несколько форм образования; в том числе предметное профессиональное универсальное – для индустриального общества и текстовой культуры; компетентностное ситуативное менеджерское технологическое – для постиндустриального общества и экранной культуры ( которое есть ведущее на западе) и сейчас становится новый тип постглобального общества и новые формы образования для строительства способности творения многих миров и персональных траекторий. Профессиональное образование поддерживалось государством, технологическое – корпорациями, а персональное – интеллектуальными клубами.

Базовые форматы (уклады) образования

формат назначение способы трансляции и воспроизводства Организованности и базовые фигуры этого формата или уклада образования
ремесленный Изделия ручной работы, произведения искусства, индивидуальные услуги рецепт, опыт, традиция Ложа, цех, цеховая школа, боттега, школа искусств. Мастер
индустриальный Массовые изделия и услуги инструкция, правило Фабричная школа, техникум. Бригадир
профессиональный Конструирование, проектирование и эксплуатация машин, организаций и сооружений теория, знания Университет, академия, институт. Преподаватель, руководитель проектов
технологический Создание, употребление и развитие технологических систем, сетей и инфраструктур стандарт, тренинг, имитация, компетенция, информация, фрагменты знаний Корпоративный университет, школы бизнеса и управления. Менеджер, «гуру», консультант
персональный Творение и развертывание новых интеллектуальных организованностей и персональных траекторий самоопределение, творение персональных миров Персоналитет, ашрам, монастырь. Оксфорд. Коммуникатор - организатор
дополняющий Использование разных образовательных форматов (соорганизация) в целях творения и умножения смысловых ресурсов собеседование, временение Образовательный клуб-партнерство.   Собеседник

Можно также выделить три базовые идеи образования нового времени:

Универсальная(научная: создание и передача знаний, научная картина мира, учебные предметы, акцент на мышление и научное исследование, текстовая культура, система учреждений разного уровня, достижение истины);

Ситуативная(информационная: включение в потоки информации, технологические циклы, акцент на выборы компетенций, на проектирование и технологии, экранная цифровая культура, доступ к мировой информационной сети, постоянная трансформация);

Рефлексивная (методологическая: рефлексия своих возможностей, принцип самоорганизации, онтология мышления и деятельности, акцент на полноту интеллектуальных функций, на рефлексию и понимание, коммуникативно- образовательная культура, открытая локальная соорганизация различных образовательных форм, определенность самодвижения).

А это основные формы их осуществления:

Образовательное странствие

Непременный атрибут образования для творческих лиц- поиски учителя и образовательного опыта, его суть. Был достаточно массовым явлением до системы дипломов и государственных вузов, до замены учителя образовательным учреждением.

Образовательный шопинг

Современная система индивидуального комбинирования стандартных единиц – вуз предоставляет ( продает) наборы компетенций.

Образовательная экспедиция

Движение по индивидуально простроенной траектории в развертываемом образовательном поле – организация самодвижения. Создание образовательных карт и, главное, пустых мест, куда направляется осваивать их поисковая группа. Новые образовательные локусы должны быть ориентированы на будущее, готовить к иному и многому, быть персонализированы.

Основная

1. Подласый, И. П. Педагогика : учеб. для бакалавров: [по дисциплине «Педагогика и психология» для студентов вузов, обучающихся по непед. спец.] / И. П. Подласый. - 2-е издание., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр). Библиогр. в конце гл.

2. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студ. учереждний высш. проф. образования / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с. - (Сер. Бакалавриат).

Дополнительная

1. Загвязинский, В.И. Педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова ; под ред. В.И. Загвязинского. – 2-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с. – (Сер. Бакалавриат)

2. Монохов, В.М., Фирстов, В.С. Условия и факторы формирования концепции модернизации российского образования // Педагогика. – № 1. – 2014. – С. 24-36.

3. Никитин, В.А.Образовательные траектории стремительно меняющегося мира/ В.А. Никитин // Тьюторское сопровождение. – №3(4). – 2012. – С.6-10.

Лекция 3.

Наши рекомендации