Развитие грамматического строя речи.
С самого начала обучения постепенно (в зависимости от звукового состава слова) в занятия включались упражнения в образовании именительного и родительного падежей существительных. Такого рода упражнения проводятся и теперь. Вновь и вновь повторяются те формы слов, в которых дети продолжают допускать ошибки (волки – волков, доски – досок, торты – тортов, друзей, платьев, гнёзд, блюдец, пальто, пианино и т.п.).
Рекомендуется также повторно включать в упражнения глаголы с чередованием согласных в основе: махать – машет; стричь – стрижёт; лизать – лижет и др.
В связи с дальнейшим развитием грамматического строя речи продолжается работа над предложением. К тем видам упражнений, которые использовались во втором периоде обучения, добавляются новые – это создание вариантов предложений по данным словам или на определенную тему и составление сложных предложений. (При подборе материала занятий может быть использовано пособие Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой и Т.Б.Филичевой «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»: М., 1973.)
Приведем примерное содержание фрагмента занятия, посвященного составлению и распространению предложений.
Вывешивается сюжетная картина такого содержания: дети идут из леса. Они несут корзинки с грибами и ягодами, букеты цветов. Один из них несёт в своей шапке ёжика.
Детям предлагается рассмотреть картину. После этого проводится упражнение в составлении и распространении предложений. С этой целью логопед предлагает детям составить предложение из трех слов про мальчика, который несет ёжика (или про другого ребенка). Составленное предложение Мальчик поймал ежа распространяется при помощи вопросов, которые задают сами дети, например: «Какого ежа? Где мальчик нашел ежа?» Составляется примерно такое предложение: Мальчик поймал в лесу серого колючего ежа. Аналогично составляются, а потом распространяются примерно такие предложения: Девочки несут букеты. – Девочки несут большие букеты душистых полевых цветов. Дети набрали ягод. – Дети набрали много спелых красных ягод.
Занятие заканчивается составлением по данной картине и заучиванием краткого рассказа. (Работа над рассказом может быть продолжена логопедом в часы индивидуальных занятий или воспитателем.)
При проведении подобного занятия возможны варианты.
1-й вариант.
Составление распространенных предложений с данными словами.
а) детям предлагается составлять предложения по данной сюжетной картине так, чтобы в них были слова мальчик и ёжик. Предложения не должны повторяться. (Мальчик поймал в лесу серого колючего ёжика. Мальчик несёт в шапке колючего ежа. Мальчик положил ёжика в свою кепку.) При затруднениях детям задаются наводящие вопросы: «Где мальчик мог поймать ёжика? Как мальчик положил колючего ёжика в шапку?» Логопед может предложить новое начало предложения, например: В лесу. Дети составляют предложения: В лесу под кустом мальчик увидел ёжика и поймал его. В лесу мальчик нашёл маленького серого ёжика.
Аналогично составляются предложения со словами: девочки, цветы; мальчик, корзина.
б) по данной сюжетной картине составляется и заучивается рассказ.
2-й вариант.
а) детям даются слова, из которых они должны составлять предложения.
Из, дети, идти, лес. Дети составляют предложение: Дети идут из леса.
Грибы, Саша, у, корзина, с. Составляется предложение: У Саши корзина с грибами.
Ёжик, в, Антон, шапка, у. Дети составляют предложение: У Антона в шапке ёжик.
Букеты, нести, девочки, цветы. Составляется предложение: Девочки несут букеты цветов.
Лето, лес, хорошо, в. Дети составляют предложение: Хорошо летом в лесу.
б) составленный из указанных предложений рассказ заучивается.
Как видно из приведенных примеров, логопед может варьировать работу над составлением предложений, подбирая материал занятий в зависимости от имеющихся у детей затруднений.
Во втором периоде обучения проводились упражнения в составлении рядов предложений по демонстрируемым действиям, что является одним из эффективных приемов подготовки детей к рассказыванию и одновременно способствует развитию их внимания и памяти.
Такого рода упражнения продолжаются, постепенно усложняясь, и в третьем периоде обучения. Целесообразно использовать прием составления рядов предложений в связи с закреплением того или иного грамматического материала. Это может быть употребление прилагательных или числительных в именительном и косвенных падежах (фрагмент такого занятия включен в материал на звуки р, р’, л, л’), закрепление правильного употребления в речи тех или иных предлогов и т.п.