Тема занятия: дифференциация звуков п и б.
Цель занятия: сравнение звуков б и п; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов; составление предложений с предлогами.
Примерный ход занятия
I. Произнесение звука б и его сравнение со звуком п.
Логопед обращается к детям с вопросами: «Какой согласный звонкий звук мы учили вчера?» (Звук б.) «Почему звук б называется звонким?» (Мы произносим его с голосом, звонко, громко.)
Обращаясь к отдельным детям, логопед проверяет правильность произношения звука б. Затем детям предлагается произнести звук п – теперь их внимание обращается на то, что звук получается тихий – глухой. Хором и по одному дети произносят звуки б и п.
Логопед предлагает детям попеременно произносить звуки п и б, слегка прикрыв ладонями уши. Звуки б и п сравниваются: один из них звонкий, другой – глухой.
II. Проведение одного-двух упражнений в дифференциации звуков п и б в слогах.
Игра «Наоборот» с мячом. Логопед бросает мяч и произносит слог ба, возвращая мяч, ребенок произносит слог па и т.д.
Игра «Телефон». Дети становятся в ряд и поочередно произносят слоги. Так, например, первый ребенок произносит па, второй – ба, третий – опять па и т.п. Могут быть и более сложные комбинации.
Повторение вслед за логопедом различных слоговых сочетаний, например: па – ба; бо – по; пу – пу – бу и т.п. При этом желательно, чтобы каждое новое сочетание повторялось логопедом только один раз.
Все эти упражнения требуют от детей максимального напряжения внимания.
III. Проведение одного из перечисленных ниже упражнений, имеющих целью дифференциацию б и п в словах.
Из ряда картинок детям предлагается выбрать такие, в названиях которых есть звук б. Примерные картинки: банка, поле, паук, бант, липа, кнопки, бублики, бананы, пальто, бак, бубен, капуста и т.п. После того как дети выберут и назовут картинки, в названиях которых есть звук б, называются оставшиеся картинки. Дети устанавливают, что в названиях всех этих картинок есть глухой звук п.
Проводится игра по типу «Телефон». Построившись в ряд, дети поочередно придумывают слова (из числа правильно произносимых) то со звуком б, то со звуком п.
Дети по вызову логопеда подходят к его столу и вынимают из конверта (или берут из пачки, лежащей на столе) какую-либо картинку, называют ее, определяют, какой из звуков (глухой п или звонкий б) есть в этом слове и на каком месте он находится.
Дети запоминают воспринятые на слух ряды из трех-четырех слов и правильно их воспроизводят, четко произнося каждое слово и каждый звук, например: пулемет, буквы, снопы; поезд, зяблик, запонка, бузина.
Игра «Раз, два, три». Отбираются картинки, в названия которых входит звук п, затем картинки, в названия которых входит звук б.
Игра в мяч. Бросая мяч одному из детей, логопед произносит слово со звуком б; возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком п. Бросая мяч одному из детей, логопед произносит слово со звуком п, возвращая мяч, ребенок произносит слово со звуком б. (При проведении упражнения слова подбираются как с твердыми, так и с мягкими звуками.)
Перечислим слова, которые были подобраны детьми на одном из занятий. Кроме тех слов, которые подбирались с помощью картинок, они называли такие слова: письмо, беседка, зубы, пионы, незабудка, губы, изба, бульдог и др. Много слов было подобрано детьми, которые уже правильно произносили звуки л, р, ш, ж (жаба, паровоз, пароход, рубашка и др.).
IV. Анализ двусложных и односложных слов.
1. Составляются схемы слов пух, бусы, батон. В каждом слове выделяется изучаемый звук (т.е. п или б), указывается, звонкий он или глухой. При составлении схем дети указывают количество слогов в слове, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук, называют ударный гласный.
2. Игра «Живые звуки».
Для анализа можно на этом занятии взять слова паук, липа, бок, бык.
В одних случаях односложные слова составляются из данных звуков, например, детям предлагается составить слово из звуков ы, к, б. В других случаях логопед называет звуки в нужной последовательности (например, б, о, к), а дети «прочитывают» слово.
V. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.
С помощью сюжетных картинок дети самостоятельно составляют предложения по опорным словам, например: за, собака, спать, будка – За будкой спит собака.