Контрольной и коррекционной деятельности учителя

Цель: формирование у студентов умений моделирования тестовых заданий с использованием тестов-достижений и критериально-ориентированных тестов.

Ход занятия:

1. Обсуждение теоретических вопросов по теме занятия

Вопросы:

1. Условия и возможности использования тестовых заданий в учебном процессе, внеурочной работе.

2. Методика подготовки тестовых заданий.

3. Алгоритм деятельности педагога по внедрению метода тестирования в педагогическую практику.

2. Практикум по составлению тестов.

Оборудование: литература для начальной школы, перечень требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся по отдельным темам (программа, стандарт); правила составления тестовых заданий.

Группа делится на четыре команды, каждая из которых получает свое задание:

· составить тест достижений ученика по теме «…»;

· составить критериально-ориентированный тест для выявления уровня сформированности экологической культуры школьника и др.;

· тест должен состоять из _____________________ заданий;

(кол-во заданий)

(количество заданий зависит от сложности диагностируемого качества, свойства, времени, которым он располагает на учебном задании);

· простейшая структура тестового задания: а) вопрос; б) перечень ответов, один из которых правильный;

· тестируемый должен выбрать правильные ответы во всех заданиях теста.

Правила составления тестовых заданий

При составлении тестовых заданий с выбором ответа необходимо соблюдать основные правила:

· нельзя включать в совокупность ответов такие, неправильность которых в данный момент не может быть осознанна учащимися;

· неправильные ответы должны создаваться на основе типичных ошибок и должны казаться правдоподобными;

· правильные ответы среди всех ответов на вопросы должны располагаться в случайном порядке;

· вопросы не должны повторять формулировки учебника;

· ответы на одни вопросы не должны быть «подсказками» для ответов на другие вопросы;

· вопросы не должны быть «ловушками»;

· грамматическое согласование вопроса и ответов не должно служить «подсказкой»;

· необходимо избегать вопросов, начинающихся словами все, всегда, никогда, и вопросов, начинающихся словами иногда и обычно, так как на первые вопросы очень часто правильным ответом будет отрицательный (нет), на вторые чаще всего положительный (да);

· необходимо стремиться к тому, чтобы ответы по возможности были краткими.

Очень важным требованием к составлению тестовых заданий является следующее: в проверочные задания надо включать вопросы, ответы на которые отражают знание существенных моментов изучаемой темы либо диагностируемого качества.

Может быть предложена разработка тестового варианта олимпиадного, конкурсного задания.

3. Игровое апробирование проектов тестов.

Групповая дискуссия по методу «вертушки общения».

Групповые роли: новаторы, оптимисты, пессимисты, реалисты, эксперты. В качестве экспертов можно пригласить преподавателей педагогики, психологии.

Экспертная группа оценивает тесты по основанию: соответствие количества, содержания тестовых заданий, структуры теста, его соответствия поставленным целям. Делает заключение о возможности использования этих тестов в учебном процессе.

4. Итоговая рефлексия совместной учебной деятельности (10 мин.).

Литература

Основная

Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С. 125 – 193.

Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 354 – 356, 372 – 376

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования) / А. Н. Майоров. – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В. Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, – С. 84 – 102.

Самылкина Н. И. Современные средства оценивания результатов обучения / Н. Н. Самылкина. – И.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – С. 27 – 94.

Дополнительная

Вендровская Р. Б.Тесты в американской системе образования / Р. Б. Вендровская // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 96 – 102.

Войтов А. Г.Учебное тестирование для гуманитарных и экономических специальностей: теория и практика / А. Г. Войтов. – 3-е изд., перераб. – М.: Дашков и К, 2006. – 402 с.

Клайн П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов / П. Клайн. – Киев, 1994.

О сертификации качества педагогических тестовых материалов. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17апреля 2000 г. № 1122 // Вестник образования. – 2000. – № 11. – С. 46 – 59.

Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. – М.:И.Ц, 1995.

Наши рекомендации