Четверимый вопрос: Педагогический такт

В Толковом словаре русского языка такт определяется как чув­ство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя по­добающим образом.

Такт педагогический — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея­тельности, умение выбрать правильный подход к ученику.

Итак, специфика педагогического такта заключается в том, что это:

мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков;

важное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллектив;

мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.

Педагогический такт предполагает учет личностных особенно­стей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических про­фессиональных установок педагога.

Педагогический такт проявляется в отношениях и формах об­ращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в уме­нии организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении держать себя и в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляет­ся в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педа­гогу место для общения с учеником: в присутствии одноклассни­ков, один на один, в классе или по пути домой, позволяет опре­делить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон раз­говора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым.

Такт необходимо доводить до уровня нравственной привычки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.

Пятый вопрос: Общение: наука и искусство

Рассматривая общение как основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Обще­ние — это наука или искусство?»

Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера лич­ности. Знания же являются базисом искусства общения. Творче­ство педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.

Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер сво­его дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновре­менно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.

Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А. А. Леонтьев.

Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов:

• в педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т. е. обмен информа­цией, организацию взаимоотношений, познание личности ре­бенка, оказание воздействия;

• четко формулируйте конкретную задачу, которую вы реша­ете в общении и через общение;

• продумайте стратегию и тактику общения, отберите воз­можные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и по­ведение детей;

• в процессе общения концентрируйте внимание на реализа­ции своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои' действия, все свои личностные свойства;

• общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них»,
тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.

Источники

1. Атватёр И. Я Вас слушаю. — М., 1988.

2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.

3. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990

4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

2. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.

3 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.

3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.

4 Самоушна Н. В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.
5. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -

5 Российская Педагогическая Энциклопедия. - М., 1999. — Т. 2. 1989.

Вопросы к зачету

1. История зарождения и развития педагогической профессии.

2. Сущность педагогической деятельности.

3. Педагогическая деятельность как профессия.

4. Понятие «профессия» и «специальность»

5. Особенности педагогической профессии на современном этапе развития России.

6. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

7. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.

8. Этика и эстетика педагогического труда.

9. Назовите основные функции педагога.

10. Профессионально-значимые качества личности.

11. Профессиональная компетентность и мастерство учителя.

12. Структура качеств личности. Профессиональная компетентность.

13. Раскройте отличительные черты профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной.

14. Классификация профессий. Стили общения и стили педагогического руководства.

15. Работа учителя над своим педагогическим мастерством.

16. Функции и средства общения.

17. Что понимается под педагогическим тактом?

18. Педагогическое творчество и мастерство.

19. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

Наши рекомендации