Четверимый вопрос: Педагогический такт
В Толковом словаре русского языка такт определяется как чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-нибудь, чему-нибудь, создающее умение держать себя подобающим образом.
Такт педагогический — это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.
Итак, специфика педагогического такта заключается в том, что это:
мера профессионального поведения учителя, мера его действий, поступков;
важное условие построения правильного общения педагог-воспитанник, педагог-коллектив;
мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм, средств воздействия и взаимодействия.
Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт проявляется в отношениях и формах обращения, в умении разговаривать, не задевая самолюбия, в умении организовать деятельность детей и проверить ее исполнение, в умении держать себя и в умении требовать, в умении заметить (или не заметить) воспитанника. Педагогический такт проявляется в замечаниях, в оценочных суждениях, в интонации, в умении поощрять и наказывать. Педагогический такт подсказывает педагогу место для общения с учеником: в присутствии одноклассников, один на один, в классе или по пути домой, позволяет определить время общения: немедленно, сейчас или дать возможность воспитаннику обдумать, пережить, определить нужный тон разговора; помогает управлять своим состоянием, сдерживать себя, быть внимательным, терпеливым.
Такт необходимо доводить до уровня нравственной привычки, важно, чтобы тактичность стала чертой характера педагога.
Пятый вопрос: Общение: наука и искусство
Рассматривая общение как основу педагогической деятельности, необходимо ответить еще на один вопрос: «Общение — это наука или искусство?»
Общение — исключительно индивидуально-творческая сфера личности. Знания же являются базисом искусства общения. Творчество педагога в использовании научных основ общения с учетом личностных качеств и есть искусство.
Ранее мы говорили о стилях руководства. Педагог—мастер своего дела и демократичен, и авторитарен, и либерален одновременно. Искусство его общения с воспитанниками состоит в том, чтобы определить, каким быть стилю руководства в конкретной учебно-воспитательной ситуации.
Искусству общения надо учиться, но «нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он, откровенно говоря, не любит детей, не любит профессии», — утверждает А. А. Леонтьев.
Тем, кто любит детей, кто ориентирован на педагогическую деятельность, предлагаем мудрые советы известных педагогов и психологов:
• в педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения, т. е. обмен информацией, организацию взаимоотношений, познание личности ребенка, оказание воздействия;
• четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение;
• продумайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия и воздействия на сознание и поведение детей;
• в процессе общения концентрируйте внимание на реализации своей конкретной задачи, ей подчиняйте все свои' действия, все свои личностные свойства;
• общение с детьми важно строить не «от себя», а «от них»,
тогда ребенок будет попадать в радиус нашего педагогического видения.
Источники
1. Атватёр И. Я Вас слушаю. — М., 1988.
2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
2. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.
3 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.
4 Самоушна Н. В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.
5. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -
5 Российская Педагогическая Энциклопедия. - М., 1999. — Т. 2. 1989.
Вопросы к зачету
1. История зарождения и развития педагогической профессии.
2. Сущность педагогической деятельности.
3. Педагогическая деятельность как профессия.
4. Понятие «профессия» и «специальность»
5. Особенности педагогической профессии на современном этапе развития России.
6. Ценностные характеристики педагогической деятельности.
7. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
8. Этика и эстетика педагогического труда.
9. Назовите основные функции педагога.
10. Профессионально-значимые качества личности.
11. Профессиональная компетентность и мастерство учителя.
12. Структура качеств личности. Профессиональная компетентность.
13. Раскройте отличительные черты профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной.
14. Классификация профессий. Стили общения и стили педагогического руководства.
15. Работа учителя над своим педагогическим мастерством.
16. Функции и средства общения.
17. Что понимается под педагогическим тактом?
18. Педагогическое творчество и мастерство.
19. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.