Третий вопрос: Свойства и профессионально важные качества педагога
Итак, педагог- учитель, воспитатель, преподаватель, наставник- лицо, специально подготовленное к профессиональной деятельности по развитию, воспитанию и образованию личности. Педагогическая деятельность обладает большим творческим потенциалом, поэтому в ее осуществлении так важны специальные способности; способности во многом определяют результативность деятельности. В «Российской педагогической энциклопедии» говорится, что для овладения педагогической деятельностью оказывается необходимой достаточно жесткая структура способностей и качеств, определенная социально-психологическая предрасположенность личности.
Свойства и профессионально важные качества педагога:
физические: крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо-ритм, энергичность действий, чувство времени, высокая работоспособность, быстрота реагирования, динамизм поведения, уверенность в своих силах, эмоциональная восприимчивость, жизнерадостность.
нервно-психические:культура темперамента, устойчивость внимания, скорость запоминания, наблюдательность, эмоциональная отзывчивость, богатство воображения, самообладание, настойчивость, склонность к сотрудничеству, стрессоустойчивость, сдержанность.
интеллектуальные: аналитическое предвидение результата действий, творческое мышления, конструктивность решений, быстрая переключаемость с одного объекта на другой, оригинальность мысли, чувство нового, самостоятельность мысли и реализм оценок, рефлексивность, способность к самообразованию.
социальные: доброта к людям, отзывчивость, альтруизм, эмпатия, гуманизм, гражданская ответственность, любовь к своей профессии, оптимизм, справедливость, толерантность, ценностное отношение к личности.
Склонности педагогические – избирательная направленность, устойчивая потребность, стремление и интерес к деятельности по преобразованию человека.
СКЛОННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ |
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ | ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ | ||||||||
альтруизм и духовность | социальная инициатива и активность | широкий кругозор, эрудиция, чувство нового | социальная ответственность, чувство долга | социальный оптимизм | интерес к детям | потребность в общении | потребность в передаче знаний | стремление к самосовершенствованию, познанию мира, людей | способность к партнерству |
Четвертый вопрос: Педагогические способности
Определяющей составной частью педагогического мастерства являются педагогические способности. Это специальные способности, от них во многом зависит овладение педагогическим мастерством. В исследованиях Ф.И. Гоноблина, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Левитова и др. найдены группы, (сочетания) свойств личности учителя, которые позволяют ему добиться высоких результатов. Необходимо формировать следующие педагогические способности:
1. Коммуникативные - это способности, которые позволяют установить правильные взаимоотношения с учащимися, что рождает доверие и доброжелательность, готовность сотрудничать с педагогом.
Как считают современные ученые Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Вне общения с другими людьми невозможно усвоение знаний, овладение духовным и практическим опытом, нравственными и эстетическими ценностями.
Коммуникативные способности в педагогической деятельности должны быть направлены на установление взаимопонимания и благоприятной атмосферы совместной деятельности. Слабое развитие коммуникативных способностей или их отсутствие приводит человека, занимающегося педагогической деятельностью, к тяжелым ошибкам, к конфликтам, которые трудно преодолеть, к профессиональным поражениям и несостоятельности.
2. Перцептивные – это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребенка». Нужно уметь читать на человеческом лице, - говорил Макаренко АП.С. – на лице ребенка… Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтоб по лицу узнавать о некоторых душевных движениях». Перцептивные способности вооружают воспитателя вторым видением, умением видеть психологическое состояние школьника, улавливать тонкие движения психики.
Следовательно, перцептивные способности связаны с восприятием друг друга как партнеров по общению, на основе чего должно возникнуть взаимопонимание.
3. Конструктивные – способность предвидеть ход. Развитие и результаты учебно-воспитательного процесса, способность «проектировать» личность, по словам А.С. Макаренко.
4. Суггестивные – это способности с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного влияния, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее. Суггестивные способности – это способности внушать, поэтому они тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами личности учителя.
5. Организаторские –проявляются, во-первых, в способности организовать учащихся, включить их в различные виды социально-значимой деятельности; во-вторых, это способности, позволяющие учителю организовать свою деятельность. Точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность- это качества личности педагога, которые являются следствием организаторских способностей.создавать коллектив и делать его инструментом формирования.
8. Научно-познавательные (академические) – это способности к овладению информацией, знаниями соответствующей области науки, что помогает учителю свободно владеть материалом учебника, пополняет запас, помогает творчески разрешать проблемы учебно-воспитательного процесса.
1. Креативные –способности к творчеству.
Педагогические способности действуют и проявляются не изолированно, они тесно связаны между собой и дополняют друг друга, что порождает возможность компенсации отсутствующих. Схематично можно представить так:
СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ |
ОБЩИЕ | СПЕЦИАЛЬНЫЕ | ||||||||||||
адекватность восприятия | глубина интеллекта | объем памяти | распределение внимания | богатство воображения | Сила эмоций сопереживания | воля и терпение | прогностические | конструктивно-организаторские | эмоционально-выразительные | коммуникативные | гностические | суггестивные | исследовательские |
Итак, педагогическое мастерство–высокое качество достижений в воспитательно-образовательной деятельности. Педагогическое мастерство- результат развития общей и профессиональной культуры учителя, постоянного совершенствования и творчества в воспитании людей и своей собственной личности.
Таким образом, академические способности и знания как следствие и результат образованности — обязательный компонент и условие педагогической деятельности. Здесь уместно вспомнить слова Я. А. Коменского: «Тот, кто мало знает, малому может и научить».
Источники
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000.- Гл.4, 5.
2. Введение в педагогическую деятельность: /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000.
3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций. Волгоград, 1998.
4. Древний Восток. Книга для чтения /Под ред. В.В.Струве. М., 1951.
5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
6. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб,1993.
7. Российская педагогичская энциклопедия. М., 1999.- Т.2.
8. Станкин М.И. Профессиональные способности учителя /Под ред. Равкина; Сост. К.А.Иванов., 1983.