Лекция 1. Педагогическая деятельность
Предисловие
В настоящее время, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогический труд. Данный курс лекций направлен на осознанное понимание перспектив профессионального роста. Будущий педагог должен ознакомитесь с глубинными историческими корнями этой деятельности, перспективами профессионального роста, ознакомитесь со всеми тонкостями и сложностями этой гуманитарной деятельности, связанной с образованием, - созиданием человека.
При подготовке пособия автор использовал многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых. Форма пособия не требует строгого цитирования, но тем не менее все труды, на которые мы опирались, указаны в списках использованной литературы в приложении к каждому разделу.
Лекция 1. Педагогическая деятельность
Вопросы:
1. Сущность педагогической деятельности
2. Происхождение педагогической деятельности
3. Непрофессиональная педагогика (народная педагогика)
4. Педагогическая деятельность как профессия
Второй вопрос: Функции педагога
Педагогическая деятельность включает в себя большой круг функций, выполнение которых требует специальных склонностей и способностей, особых качеств личности и техники взаимодействия с людьми, мастерства и творчества.
Педагогическая деятельностькак система представляет собойпроцесси включает следующие компоненты:
· цели и задачи (стратегические, тактические общие, индивидуальные);
· средства достижения целей и задач (формы деятельности, содержание, методы и приемы, условия места и времени осуществления);
· результаты образования.
Педагогическая деятельность как цикл осуществленияэто:
· организация деятельности на основе выбора оптимальных решений и средств;
· взаимодействие участников;
· анализ результатов достижений целей и задач.
Функции педагога отражают его социальное назначение, квалификационно-профессиональные обязанности и исполняемые роли:
ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ | ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ | ОРГАНИЗАТОРСКАЯ | АНАЛИТИЧЕСКАЯ | КОММУНИКАТИВНАЯ | МЕТОДИЧЕСКАЯ | СПЕЦИАЛЬНАЯ |
Социальная | Развивающая |
связь поколений и времен | передача лучших традиций и опыта | содействие сохранению культуры | содействие прогрессу общества | защита прав детства | мышление | чувства | сознание | волю | способности | потребности | Стремления ребенка |
Источники
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2000.- Гл.4, 5.
2. Введение в педагогическую деятельность: /А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. М., 2000.
3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций. Волгоград, 1998.
4. Древний Восток. Книга для чтения /Под ред. В.В.Струве. М., 1951.
5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
6. Кузьмина Н.В, Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб,1993.
7. Российская педагогичская энциклопедия. М., 1999.- Т.2.
8. Станкин М.И. Профессиональные способности учителя /Под ред. Равкина; Сост. К.А.Иванов., 1983.
Источники
1. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. — СПб.; Воронеж, 1995.
2. Психологические характеристики профессии / Сост. Ф. И. Иващенко,
В. А. Карпич. — Минск, 1979.
3. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя / Под ред. Г. А. Бордовского. — Л., 1987.
4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. —
М., 2000.
5. Болдырев Н. И. Классный руководитель. — М., 1978.
Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Спецкурс для студентов педагогических институтов. — М., 1984.
6.Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1957. — Т. 4.
7.Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988.
8.Крутецкий В. А. Психология. — М., 1986.
9.Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. — М., 1982.
10. Педагогика / В. А. Сластенин и др. — М., 1997.
11. Мижериков В. А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М., 1999
Лекция 4. Общение как основа педагогической деятельности
Вопросы:
1. Сущность педагогического общения
2. Функции и средства общения
3. Стили общения и стили педагогического руководства
4. Педагогический такт
5. Общение: наука и искусство
Источники
1. Атватёр И. Я Вас слушаю. — М., 1988.
2. Ильин Е. Н. Минувших дней итоги... — Л., 1991.
3. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990
4. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
2. Леей В. Исповедь гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.
3 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.
4 Самоушна Н. В. Игры, в которые играют... - Дубна, 1996.
5. Радионова Н. Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников. -
5 Российская Педагогическая Энциклопедия. - М., 1999. — Т. 2. 1989.
Вопросы к зачету
1. История зарождения и развития педагогической профессии.
2. Сущность педагогической деятельности.
3. Педагогическая деятельность как профессия.
4. Понятие «профессия» и «специальность»
5. Особенности педагогической профессии на современном этапе развития России.
6. Ценностные характеристики педагогической деятельности.
7. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
8. Этика и эстетика педагогического труда.
9. Назовите основные функции педагога.
10. Профессионально-значимые качества личности.
11. Профессиональная компетентность и мастерство учителя.
12. Структура качеств личности. Профессиональная компетентность.
13. Раскройте отличительные черты профессиональной педагогической деятельности от непрофессиональной.
14. Классификация профессий. Стили общения и стили педагогического руководства.
15. Работа учителя над своим педагогическим мастерством.
16. Функции и средства общения.
17. Что понимается под педагогическим тактом?
18. Педагогическое творчество и мастерство.
19. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.
Предисловие
В настоящее время, когда образование воспринимается большинством людей как одна из высших ценностей жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогический труд. Данный курс лекций направлен на осознанное понимание перспектив профессионального роста. Будущий педагог должен ознакомитесь с глубинными историческими корнями этой деятельности, перспективами профессионального роста, ознакомитесь со всеми тонкостями и сложностями этой гуманитарной деятельности, связанной с образованием, - созиданием человека.
При подготовке пособия автор использовал многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых. Форма пособия не требует строгого цитирования, но тем не менее все труды, на которые мы опирались, указаны в списках использованной литературы в приложении к каждому разделу.
Лекция 1. Педагогическая деятельность
Вопросы:
1. Сущность педагогической деятельности
2. Происхождение педагогической деятельности
3. Непрофессиональная педагогика (народная педагогика)
4. Педагогическая деятельность как профессия