Глава 6. Становление педагогики как отрасли научного знания.
Я.А. Коменский – основоположник педагогики как науки ………………64
6.1. Общие тенденции развития школы и педагогической мысли в Западной Европе и Северной Америке в XVII в. …………………………………………64
6.2. Ян Амос Коменский – основоположник педагогики как науки………….65
6.3. Система школ (по Я.А. Коменскому) ……………………………………...68
6.4. Классно-урочная система обучения………………………………………...71
6.5. Принцип природосообразности обучения и воспитания………………….71
6.6. Дидактические принципы Я.А. Коменского………………………………72
6.7. Учение Я.А. Коменского о нравственном воспитании и дисциплине…...73
6.8. Учитель и требования к нему……………………………………………….75
6.9. Значение педагогических идей Я.А. Коменского. ………………………..77
Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………..77
Глава 7. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки в XVII –XVIII вв. ……………….……………….………………….78
7.1. Педагогическая мысль начала Нового времени (XVII в.). ……………….78
7.2. Педагогическая мысль эпохи Просвещения (последняя треть XVII – конец XVIII вв.) ………………………………………………………………………... 79
7.3. Педагогические идеи и школьные проекты Французской революции…..87
7.4. Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений………………………………………………………………………….88
Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………..91
Глава 8. Школа и педагогика в странах Западной Европы и США в XIX в. ……………….……………….………………………………….……………..92
8.1. Развитие школы в странах Западной Европы и США в XIX в. ………….92
8.2. Педагогическая теория и практическая деятельность И. Г. Песталоцци...93
8.3. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта……………………………………..97
8.4. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А. В. Дистервега..99
8.5. Педагогические идеи Г. Спенсера…………………………………………103
8.6. Вопросы воспитания в европейских социальных учениях XIX в………105
8.7. Коммунистическое учение К.Маркса и Ф. Энгельса и их идея классового подхода к вопросам воспитания и образования………………………………106
Вопросы и задания для самопроверки…………………….……………………108
Глава 9. Зарубежная школа и реформаторская педагогика в конце XIX – начале XX вв. ………….………………………………….……………………109
9.1. Поиск путей перестройки школы в конце XIX в. ……….………………109
9.2. Основные представители реформаторской педагогики и их идеи………………………………………………………………………………111
9.2.1. Мария Монтессори и ее теория свободного воспитания……………………………………………………………………….111
9.2.2. Вильгельм Лай и «педагогика действия» ……….……………………...112
9.2.3. Эдуард Торндайк и педология. ……….…………………………………114
9.2.4. Джон Дьюи и его прагматическая педагогика……….…………………115
9.2.5. Пауль Наторп и социальная педагогика……….………………………..117
9.2.6. Георг Кершенштейнер и его идеи трудовой школы и гражданского воспитания……….…………………………….…………………………….…118
9.3. Развитие школьного образования на основе идей реформаторской педагогики……….…………………………….…………………………….…119
Вопросы и задания для самопроверки……….………………………………122
Глава 10. Школа и педагогика за рубежом в XX – начале XXI вв. Общие тенденции развития зарубежного образования………….………………123
10.1. Школьное образование за рубежом в XX – начале XXI вв. …………123
10.2. Высшая школа за рубежом в XX – начале XXI вв. ……………………126
10.3. Проблемы и приоритеты образования за рубежом. Основные направления развития зарубежной педагогической мысли в XX – начале XXI вв. ………………………………………………………………………………..130
Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………136
Раздел 3. Отечественная история педагогики и философия образования……………………………………………………………………..136
Глава 11. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X - XVII вв.)………………………………………………………………………………136
11. 1. Источники изучения школы и педагогики Древней Руси и Русском государстве……………………………..……………………………..…………137
11. 2. Воспитание и обучение у древних славян………………………………137
11. 3. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X- XIII вв.) ………………..138
11. 4. Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV – XVII вв.) ……………………………..……………………………..……………141
11. 5. Педагогическая мысль в Славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X - XVII вв.) ……………………………..………………………143
Вопросы и задания для самопроверки……………………………..…………..149
Глава 12. Школа и педагогика в России в XVIII в. ………………………150
12. 1. Образование в России в начале XVIII в. …………..…………………...150
12.2. Состояние школьного дела при Петре I (1672 - 1725 гг.) …………..…152
12.3. Деятельность Магницкого Л.Ф. и развитие школ. …………..…………154
12.4. Татищев В.Н. и начало профессионального образования в России……………………………………………………………………………155
12.5. Просвещение и школа после Петра I …………..………………………..158
12.6. Педагогическая деятельность Ломоносова М.В. …………..…………...159
12.7. Просвещение в России в эпоху Екатерины II (1762-1796 гг.) …………160
12.8. Педагогические взгляды и деятельность Бецкого И.И., Новикова Н.И., Янковича Ф.И. …………..…………………………..…………………………..161
Вопросы и задания для самопроверки…………..……………………………...168
Глава 13. Система образования и педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в. ………………………………………………………………………..168
13. 1. Развитие системы образования в России до 90-х гг. XIX в. ………….168
13.2. Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX в……………………..177
13.3. Педагогические взгляды К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого. ………………………….………………………….…………………180
Вопросы и задания для самопроверки………………………….………………186
Глава 14. Развитие системы образования и педагогики в России в конце XIX – начале XX вв. ………………………………………………………….187
14. 1. Развитие системы образования в России в конце XIX – начале XX вв…………………………………………………………………………………187
14. 2. Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX вв. ………195
Вопросы и задания для самопроверки…….……………………….…………..205
Глава 15. Образовательные реформы 1917-1920-х гг. «Пролетарская» педагогика и коммунистическое воспитание……………………………..205
15. 1. Система образования в России в 1917-1920-х гг. ……………………...205
15. 2. Содержание образования и методы учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях в России в 1917-1920-х гг. …………….……210
15. 3. Отечественная педагогическая наука в 1917-1920-х гг. ………………212
15.4. Педагогика русского зарубежья…………….……………………………218
Вопросы и задания для самопроверки…………….……………………………223
Глава 16. Отечественная система образования и педагогическая мысль в 1930-е - 1950-е гг. ……………………………..………………………………223
16. 1. Развитие отечественной системы образования в 1930-е – 1950-е гг. ..223
16. 2. Особенности организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е – 1950-е гг. ……………………227
16. 3. Развитие отечественной педагогической науки в 1930-е – 1950-е гг. ……………………………………………………………………………………230
Вопросы и задания для самопроверки……………………………..………….234
Глава 17. Основные направления развития системы образования и педагогической мысли СССР в 1960-е-1980-е гг. .………………………...234
17. 1. Система образования в СССР в 1960-е -1980-е гг. …………..………..234
17.2. Развитие педагогической мысли в СССР в 1960-е -1980-е гг. ………..236
17.3. Педагогическая деятельность и педагогическая система В.А. Сухомлинского…………..…………………………..………………………….241
Вопросы и задания для самопроверки…………..…………………………….243
Глава 18. Российское образование на современном этапе………………243
18.1. Система образования в России на современном этапе……………………………………………………………………………..243
18.2.Развитие педагогических концепций в современной России …………247
18.3. Основные тенденции в развитии современного отечественного образования……………………………………………………………………..252
18.4. Болонский процесс. Проблемы участия России в Болонском процессе………………………………………………………………………….256
18.5. Отечественная философия образования в перспективе XXI в. ………..261
Вопросы и задания для самопроверки…………………………………………267
Заключение……………………………………………………………………..268
Историко-педагогический словарь-справочник…………………………..269
Выдающиеся философы и педагоги и их педагогические идеи…………269
Мысли о воспитании и обучении……………………………………………281
Основные историко-педагогические события и их даты ……………….290
Терминологический словарь…………………………………………………292
Библиографический список………………………………………………….299
Волков Сергей Николаевич
Саратовцева Надежда Валентиновна
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
[1] Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.с. 601.
[2] Савицкий И. О философии глобального образования. Философия для XXI века: Сб.ст. М., 1992. С. 9-18.
[3] Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1998. С.10.
[4] Чапаев Н.К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1998. С. 163-164
[5] Сведения таблицы 3.1. взяты из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.14-15.
[6] Схема 4.1. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.24.
[7] Схема 4.2. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.25.
[8] Данные таблицы 5.1. взяты из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.44.
[9] Таблица 6.1. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.69-70.
[10] Таблица 6.2. взята из учебного пособия Ситарова В.А. Дидактика. М: Издательский центр «Академия», 2002. С. 97.
[11] Таблица 7.1 взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.77-78.
[12] Таблица 7.2. взята из учебного пособия - История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред.З.И. Васильевой. М: Издательский центр «Академия», 2005. С. 127.
[13] Схема 9.1. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.141.
[14] Сведения взяты из Материалов к программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава: Управление качеством в системе высшего профессионального образования. Ч.2. Санкт-Петербург, 2006. С.73.
[15] Там же, С.74.
[16] Сведения взяты из Материалов к программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава: Управление качеством в системе высшего профессионального образования. Ч.2. Санкт-Петербург, 2006. С.73-74.
[17] Сведения таблицы 11.1 взяты из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С. 61-62.
[18] Сведения таблицы 12.1 взяты из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.115.
[19] Схема 12.1. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.116.
[20] Схема 13.1. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.119.
[21] Схема 14.1. взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.137.
[22] Схема 15.1 взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.166.
[23] Схема 16.1 взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.167.
[24] Схема 16.2 взята из учебного пособия Коджаспировой Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С.168.
[25] Розин В.М. Путешествие в страну непривычного знания // Знание за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллект. традициях I – XIV вв./Сост. и общ. ред. И.Т. Касавина. – М.: Республика, 1996.
[26] Валицкая А.П. Как возможна общая теория образования, или о междисциплинарном статусе понятия «диалог». // Диалог в образовании. Сб.материалов конференции. – СПб., 2002. – С.9.
[27] Антипин Н.А. Мировоззренческие и методологические проблемы разработки философии образования для ХХI века. // Инновации и образование. Сб.материалов конференции. – СПб., 2003. – С.15-16.
[28] Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.
[29] Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.-Ростов н/Д., 1999.