Иоганн Песталоцци (1746-1827 гг.)
· основные труды: «Лингард и Гертруда», «как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня»;
· идея элементарного умственного, нравственного и физического воспитания;
· создание теории элементарного обучения;
· идея воспитывающего труда и развивающего обучения;
· создание частных методик начального обучения.
Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841 гг.)
· основные труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Первые лекции по педагогике»;
· три составные части воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание;
· педагогика как наука и искусство;
· формирование нравственного человека;
· идея воспитывающего обучения.
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866 гг.)
· основной труд: «Руководство к образованию немецких учителей»;
· учитель немецких учителей;
· идея общечеловеческого воспитания, национального по форме;
· принципы природосообразности и культуросообразности;
· дидактика развивающего обучения;
· развитие самодеятельности.
Роберт Оуэн (1771-1858 гг.)
· основной труд: «Новый взгляд на общество или Опыты об образовании человеческого характера»;
· всестороннее развитие личности;
· идея элементарного обучения и жизни в коллективе;
· сочетание физического и умственного труда;
· создал Институт для образования характера.
Герберт Спенсер (1820-1903 гг.)
· основные работы: «Воспитание умственное, нравственное, физическое», «О государственном образовании»;
· ориентированность образования на полезность (приоритет естественно научного образования как наиболее полезного; признание вторичности гуманитарного образования);
· метод «естественного воздействия».
Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.)
· идея гармонично развитой личности;
· политехническое образование;
· классовый характер воспитания.
Георг Кершенштейнер (1854-1932 гг.)
· основные труды: «Понятие трудовой школы», «Понятие гражданского воспитания»;
· создание концепции трудовой школы;
· создание концепции гражданского воспитания;
· воспитание гражданина-патриота, имеющего профессиональную специализацию.
Вильгейм Лай (1862-1926 гг.)
· основные труды: «Экспериментальная дидактика», «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры»;
· труд как принцип преподавания всех учебных дисциплин;
· педагогика действия (восприятие – переработка – выражение (действие)).
Джон Дьюи (1859-1952 гг.)
· основные труды: «Школа и общество», «Школа и ребенок»;
· педагогика прагматизма;
· «инструментальная» педагогика;
· школа – воспитывающая и обучающая среда;
· метод учения посредством делания.
Мария Монтессори (1870-1952 гг.)
· основные работы: «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка», «Помоги мне это сделать самому»;
· организация воспитательной и активно формирующей среды;
· выявление сенситивных периодов развития ребенка;
· программа и методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Эдуард Торндайк (1874-1949 гг.)
· основной труд: «Принцип обучения, основанный на психологии»;
· воспитание – развитие желательных реакций на стимулы;
· развитие педологии.
Пауль Наторп (1854-1924 гг.)
· основной труд «Социальная педагогика»;
· школа – ячейка социального содружества (союз педагогов и учеников);
· единая для всех школа.
Владимир Мономах (1053-1125 гг.)
· «Поучение детям»;
· свод правил и законов поведения и воспитания «отрока»;
· основы общественной и сословной морали.
В.Н. Татищев (1686-1750 гг.)
· работы: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»;
· прагматический характер обучения;
· начало профессионального образования в России;
· открыл первую профессиональную горнозаводскую школу.
М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.)
· учебные пособия: «Риторика», «Русская грамматика», «Древняя Российская история» и др.;
· научное образование человека;
· принцип посильности и развивающее обучение;
· открыл Университет в Москве.
И.И. Бецкой (1704-1795 гг.)
· «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества», «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»;
· план создания государственной системы образования;
· закрытое учебное заведение сословного характера – оптимальная форма организации воспитания и обучения;
· воспитание «новой породы людей».
Н.И. Новиков (1744-1818 гг.)
· трактат «О воспитании и наставлении детей»;
· идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству;
· нравственность через воспитание и образование;
· составные части воспитания: физическое, нравственное и образование ума.
Ф.И. Янкович (1741 -1814 гг.)
· школьная реформа 1786 г. («Устав народным училищам в Российской империи»)
К. Д. Ушинский (1824-1870 гг.)
· основные труды: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», статьи: «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др.;
· антропологический принцип;
· принцип народности;
· приоритет родного языка как предмета школьного образования;
· принципы воспитания: народность, христианская духовность, наука.
Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.)
· журнал «Ясная Поляна», учебники: «Азбука», «Новая азбука», статьи: «О народном образовании», «О воспитании»;
· работа в школе в Ясной Поляне;
· разработка методики обучения;
· обучение на основе религиозно-нравственного учения;
· принцип свободного творчества детей.
С.Т. Шацкий (1878-1934 гг.)
· создал экспериментальные учебно-воспитательные учреждения «Сеттельмент», Первая опытная станция и др.;
· творчество и самостоятельность учащихся в процессе обучения;
· концепция свободного воспитания;
· принцип учета социальной среды;
· принцип самоценности детства.
К.Н. Вентцель (1857-1947 гг.)
· труд «Педагогика творческой мысли»;
· самостоятельное творчество ребенка;
· воспитание активного альтруизма («нравственной любви»);
· организатор «Дома свободного ребенка».
П. Ф. Каптерев (1849-1922 гг.)
· работы: «Основные начала семейного воспитания», «Педагогический процесс», «История русской педагогики»;
· понятие «педагогический процесс»;
· проблема трудового воспитания и обучения;
· проблема семейного воспитания;
· развитие отечественной дидактики.
В.П. Вахтеров (1853-1924 гг.)
· основные труды: «»Основы новой педагогики», «Предметный метод обучения»;
· методика начального обучения;
· предметное обучение;
· проблема соотношения общего и профессионального образования
П.Ф. Лесгафт (1837-1909 гг.)
· основной труд «Семейное воспитание ребенка и его значение»;
· проблема физического воспитания и образования детей;
· методика физического воспитания;
· организатор первого в России вуза по физическому воспитанию.
П.П. Блонский (1884-1941 гг.)
· капитальный труд «Трудовая школа»;
· концепция трудовой школы;
· проблемы педологии.
С.И. Гессен (1887-1950 гг.)
· капитальный труд «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»;
· основа педагогического знания – философия;
· культурологическая функция образования.
И.А. Ильин (1882-1954 гг.)
· проблема духовного самосовершенствования человека;
· религиозное воспитание, духовное становление человека.
В.В. Зеньковский (1881-1962 гг.)
· основные труды: «Социальное воспитание, его задачи и пути», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»;
· гуманистически-религиозные основы воспитания и образования человека;
· проблема духовного самосовершенствования человека.
А. С. Макаренко (1888-1939 гг.)
· основные труды: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»;
· методика организации воспитательного процесса;
· воспитание в коллективе и через коллектив;
· проблема воспитания трудновоспитуемых детей;
· работа в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского.