Развитие педагогической мысли в СССР в 1960-е -1980-е гг.

В этот период устанавливалась более тесная взаимосвязь между академической педагогикой и педагогикой, развивающейся в системе педагогического образования, в высшей педагогической школе, а через нее укреплялись контакты со школьной практикой, подготовкой учителя.

На перекрестке разных направлений научно-практического поиска создавались творческие объединения ученых, педагогов-практиков, будущих педагогов, педагогов, ведущих исследования по различным педагогическим проблемам. Создавались науч­но-педагогические центры, экспериментальные проблемные лаборатории, другие формы органи­зации, обеспечивающие развитие науки и практики. Положительный опыт такой организации научной деятельности на базе педагогических институтов был накоплен в Красноярске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Москве. Гуманистическая педагогика становилась ведущим направлением в науке.

В 1966 г. Академия педагогических наук РСФСР была преобразована в Академию педагогических наук СССР. На ее базе в 60-80-е гг. XX в. проводились методологические семинары, посвященные основным проблемам развития советской педагогики. Проводились исследования по различным направлениям психологии, педагогики, педагогическому образованию. Тематика исследований была достаточно обширна. Педа­гогика обосновывалась как научная отрасль и как учебный пред­мет.

С конца 60-х гг. ежегодно собирались сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований, на которых обсуждались вопросы развития педагогических исследований, обобщения передового педагогического опыта. Обсуждалась идея создания педагогической мето­дологии как самостоятельной научной отрасли. Определялись актуальные проблемы педагогики. Создавался новый «образ» педагогической науки, который отличался богат­ством, динамизмом, близостью к тенденциям развития мировой педагогической науки.

Активизировался научный поиск в различных областях педагогического знания. В первую очередь это относилось к разработке проблем дидактики (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков). Един­ство обучения, воспитания и развития выступало как основопола­гающая идея советской дидактики. Большой вклад в эту проблему вносили работы выдающегося советского ученого Л.В. Занкова, раз­рабатывавшего систему развивающего обучения, в центре которой находилась личность ребенка. Непосредственно этой проблеме были посвящены труды В. В. Давыдова, в которых связи обучения и развития конкретизированы по отношению к младшим школьникам. Как отмечал М. А. Данилов, все это обогащает теорию обучения и прак­тику работы школы. Учебный процесс в школе приобретал более активный характер, способствующий успешному решению целей учебной деятельности.

Большое место в научных поисках отводилось содержанию образования. Этот феномен рассматривался советскими дидактами как приобщение подрастающего поколения ко всему богатству духовной и материальной культуры. С этих позиций рассматривали содержание образования выдающиеся ученые-педагоги М.Н. Скаткин и И.Я.Лернер. Они определили сущность образования, его содержание и организацию, во-первых, как систему знаний о при­роде, обществе, мышлении; технике, способах деятельности, ус­воение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся общей картины мира; во-вторых, как освоение системы общи интеллектуальных и практических умений; в-третьих, как обога­щение опытом творческой деятельности; и, наконец, в-четвертых, как овладение нормами отношений к людям, к миру, которые выступают основой убеждений и идеалов личности.

Откликаясь на потребности науки и практики 60-70-х гг. XX в., М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали проблему урока как теоретического феномена педагогической науки. Они выделили следующую систему характеристик урока: единство обучающей и воспитывающей функции, сочетание деятельности учителя и активной самостоятельностью учащихся, появление положительного отношения к ней.

В системе дидактики большое внимание привлекала проблема принципов обучения. Разрабатывались новые подходы к ним. На основе связей педагогической науки с психологией разрабатыва­лась концепция развивающего обучения. Большое значение в этом плане имели работы Л. В. Занкова («Дидактика и жизнь»). Этой проблемой занимались и такие ведущие ученые, как М.А.Данилов, Б. П. Есипова, М. Н. Скаткин и др.

Особое место в научных поисках педагогики 60-70-ых гг. занимала проблема сознательности обучения. В разработке этой проблемы отчетливо проявлялся выход на особенности развития личности в процессе учения. Ш. И. Ганелин рассматривал сознательность обучения как основополагающую объективную характеристику процесса учения и как личностное приобретение школьников, как универсальный показатель успешности педагогического процесса. Этой проблеме он посвятил ряд работ, среди которых выделяется обобщающий труд «Дидактический принцип сознательности».

Ярким представителем педагогики 70-80-ые гг. был Ю.К. Бабанский, автор теории и практики оптимизации процесса обучения, обеспечивающей успешное решение образовательных и воспитательных задач в школе.

Значительный вклад в развитие советской педагогики внесла Г.И.Щукина. Она определила место и значение познавательного интереса в учебной деятельности. Методы, способы, приемы организации она рассматривала в контексте взаимодействия субъектов деятельности (учителя и ученика). Г. И. Щукина создала авторский коллектив педагогов для издания курса лекций «Педагогика», учебного пособия для студентов «Педагогика школы».

Ориентация педагогической науки и практики на совершенствование учебного процесса нашла свое выражение в деятельности учителей-новаторов. В этот период публиковались серии книг, авторами которых выступали учителя, ведущие оригинальный педагогический поиск, направленный на решение кардинальных вопросов обучения и воспитания. Начало этого процесса обычно связывают с именем донецкого учителя В.Ф. Шаталова, который в 1979 г. опубликовал книгу под названием «Куда исчезли тройки», где раскрывались вопросы о том, как воспитать у детей интерес к учению, активность и самостоятельность и др.

Наибольшую известность в этот период получила деятельность Ш.А.Амонашвили, С.И.Лысенковой, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, Е.И. Гончаровой и ряда других учителей-новаторов.

Нельзя не обратить внимание на педагогическую деятельность Л.Е.Раскина. Областью его научных интересов были проблемы воспитания. Он являлся соавтором коллективного труда «Педагогика». Его основные труды: «Проблема мальчиков и девочек в воспитании», «Дисциплина и культура поведения школьников», «Воспитание дисциплинированности».

С именем Т. Е. Конниковой связаны разработка личностно-ориентированной сущности коллективной деятельности. В работе «Организация коллектива учащихся в школе» были заложены ее основные идеи о взаимодействии объективно развивающейся, реализующей разные виды деятельности школьной системы и включенной в этот процесс личности. Т. Е. Конникова внесла большой вклад в разработку теории и практики деятельности пионерской организации. Разрабатывая в 60-е гг. «Программу-ориентир» (вместе с Л. И. Божович), она исходила из возможностей пионерской деятельности как системы, в которой осуществляется возрастное и индивидуальное развитие ребенка. «Программа-ориентир» вызвала живой отклик и поддержку среди теоретиков и практиков детского движения.

Научные исследования К.Д. Радиной были посвящены теории педагогики, теории и методике воспитания. Она является автором идей развития детского движения. Ее основные труды – «Эмоционально-нравственное воспитание школьников», «Воспитание общественной активности пионеров», «Педагогические умения студентов в работе с пионерами».

Нельзя не выделить вклад в педа­гогическую науку И.П. Иванова, создавшего уникальную теорию и методику коллективного воспитания, «формирования юных об­щественников и организаторов», «энциклопедию коллективных творческих дел».

Актуальные проблемы развития педагогической науки и образова­ния решались также в профессиональной педагогике, педагогике началь­ной школы, дошкольной педагогике. Иссле­дования проводились во всех отделениях Академии педагогических наук СССР и профильных научных институтах. Многие ученые в позиции соисполнителей при­нимали деятельное участие в реализации академических проектов.

Значительный вклад в изучение истории профессионально-технического образования и профессиональной педагогики в России внес Е.Г. Осовский. В 1960-80-е гг. совместно с А.Н. Веселовым и Н.Н. Кузьминым он заложил основы истории профессиональной школы и педагогики как новой отрасли научного знания, возглавлял секцию историков в Научном совете по проблемам профтехобразования АПН СССР. В монографии ученого «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940)» теория профтехобразования впервые была рассмотрена как предмет историко-педагогических исследований. За работу «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» он как автор и научный редактор был удостоен Премией АПН СССР им. К.Д. Ушинского.

Профессор А. П. Беляева – автор многочисленных трудов по методологии, теории и науковедению в педагогике, всего ею опубликовано более 400 научных трудов.

Специалист в области педагогики начальной школы профессор Н.Г. Казанский в соавторстве с Т.С. Назаровой многие годы разрабатывал теорию, историю педагогики, дидактику для учителей и студентов начальной школы. Они опубликовали ряд пособий: «Методы и формы организации учебной работы в младших классах школы», «Учебный процесс в младших классах школы и его принципы», «Дидактика начальные классы».

Специалист в области дошкольной педагогики А.М. Леушина посвятила свои исследования изуче­нию умственного, математического, речевого развития детей до­школьного возраста. Она – автор следующих учебников и учебных пособий: «До­школьная педагогика», «Обучение счету в детском саду», «Формулирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» и др.

Таким образом, резервы дальнейшего развития педагогических исследований советской педагогики не исчерпаны и могут быть полезными на последующих этапах общественного развития.

Наши рекомендации