Развитие педагогической мысли в СССР в 1960-е -1980-е гг.
В этот период устанавливалась более тесная взаимосвязь между академической педагогикой и педагогикой, развивающейся в системе педагогического образования, в высшей педагогической школе, а через нее укреплялись контакты со школьной практикой, подготовкой учителя.
На перекрестке разных направлений научно-практического поиска создавались творческие объединения ученых, педагогов-практиков, будущих педагогов, педагогов, ведущих исследования по различным педагогическим проблемам. Создавались научно-педагогические центры, экспериментальные проблемные лаборатории, другие формы организации, обеспечивающие развитие науки и практики. Положительный опыт такой организации научной деятельности на базе педагогических институтов был накоплен в Красноярске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Москве. Гуманистическая педагогика становилась ведущим направлением в науке.
В 1966 г. Академия педагогических наук РСФСР была преобразована в Академию педагогических наук СССР. На ее базе в 60-80-е гг. XX в. проводились методологические семинары, посвященные основным проблемам развития советской педагогики. Проводились исследования по различным направлениям психологии, педагогики, педагогическому образованию. Тематика исследований была достаточно обширна. Педагогика обосновывалась как научная отрасль и как учебный предмет.
С конца 60-х гг. ежегодно собирались сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики и методике педагогических исследований, на которых обсуждались вопросы развития педагогических исследований, обобщения передового педагогического опыта. Обсуждалась идея создания педагогической методологии как самостоятельной научной отрасли. Определялись актуальные проблемы педагогики. Создавался новый «образ» педагогической науки, который отличался богатством, динамизмом, близостью к тенденциям развития мировой педагогической науки.
Активизировался научный поиск в различных областях педагогического знания. В первую очередь это относилось к разработке проблем дидактики (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Л.В. Занков). Единство обучения, воспитания и развития выступало как основополагающая идея советской дидактики. Большой вклад в эту проблему вносили работы выдающегося советского ученого Л.В. Занкова, разрабатывавшего систему развивающего обучения, в центре которой находилась личность ребенка. Непосредственно этой проблеме были посвящены труды В. В. Давыдова, в которых связи обучения и развития конкретизированы по отношению к младшим школьникам. Как отмечал М. А. Данилов, все это обогащает теорию обучения и практику работы школы. Учебный процесс в школе приобретал более активный характер, способствующий успешному решению целей учебной деятельности.
Большое место в научных поисках отводилось содержанию образования. Этот феномен рассматривался советскими дидактами как приобщение подрастающего поколения ко всему богатству духовной и материальной культуры. С этих позиций рассматривали содержание образования выдающиеся ученые-педагоги М.Н. Скаткин и И.Я.Лернер. Они определили сущность образования, его содержание и организацию, во-первых, как систему знаний о природе, обществе, мышлении; технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся общей картины мира; во-вторых, как освоение системы общи интеллектуальных и практических умений; в-третьих, как обогащение опытом творческой деятельности; и, наконец, в-четвертых, как овладение нормами отношений к людям, к миру, которые выступают основой убеждений и идеалов личности.
Откликаясь на потребности науки и практики 60-70-х гг. XX в., М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер разработали проблему урока как теоретического феномена педагогической науки. Они выделили следующую систему характеристик урока: единство обучающей и воспитывающей функции, сочетание деятельности учителя и активной самостоятельностью учащихся, появление положительного отношения к ней.
В системе дидактики большое внимание привлекала проблема принципов обучения. Разрабатывались новые подходы к ним. На основе связей педагогической науки с психологией разрабатывалась концепция развивающего обучения. Большое значение в этом плане имели работы Л. В. Занкова («Дидактика и жизнь»). Этой проблемой занимались и такие ведущие ученые, как М.А.Данилов, Б. П. Есипова, М. Н. Скаткин и др.
Особое место в научных поисках педагогики 60-70-ых гг. занимала проблема сознательности обучения. В разработке этой проблемы отчетливо проявлялся выход на особенности развития личности в процессе учения. Ш. И. Ганелин рассматривал сознательность обучения как основополагающую объективную характеристику процесса учения и как личностное приобретение школьников, как универсальный показатель успешности педагогического процесса. Этой проблеме он посвятил ряд работ, среди которых выделяется обобщающий труд «Дидактический принцип сознательности».
Ярким представителем педагогики 70-80-ые гг. был Ю.К. Бабанский, автор теории и практики оптимизации процесса обучения, обеспечивающей успешное решение образовательных и воспитательных задач в школе.
Значительный вклад в развитие советской педагогики внесла Г.И.Щукина. Она определила место и значение познавательного интереса в учебной деятельности. Методы, способы, приемы организации она рассматривала в контексте взаимодействия субъектов деятельности (учителя и ученика). Г. И. Щукина создала авторский коллектив педагогов для издания курса лекций «Педагогика», учебного пособия для студентов «Педагогика школы».
Ориентация педагогической науки и практики на совершенствование учебного процесса нашла свое выражение в деятельности учителей-новаторов. В этот период публиковались серии книг, авторами которых выступали учителя, ведущие оригинальный педагогический поиск, направленный на решение кардинальных вопросов обучения и воспитания. Начало этого процесса обычно связывают с именем донецкого учителя В.Ф. Шаталова, который в 1979 г. опубликовал книгу под названием «Куда исчезли тройки», где раскрывались вопросы о том, как воспитать у детей интерес к учению, активность и самостоятельность и др.
Наибольшую известность в этот период получила деятельность Ш.А.Амонашвили, С.И.Лысенковой, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, Е.И. Гончаровой и ряда других учителей-новаторов.
Нельзя не обратить внимание на педагогическую деятельность Л.Е.Раскина. Областью его научных интересов были проблемы воспитания. Он являлся соавтором коллективного труда «Педагогика». Его основные труды: «Проблема мальчиков и девочек в воспитании», «Дисциплина и культура поведения школьников», «Воспитание дисциплинированности».
С именем Т. Е. Конниковой связаны разработка личностно-ориентированной сущности коллективной деятельности. В работе «Организация коллектива учащихся в школе» были заложены ее основные идеи о взаимодействии объективно развивающейся, реализующей разные виды деятельности школьной системы и включенной в этот процесс личности. Т. Е. Конникова внесла большой вклад в разработку теории и практики деятельности пионерской организации. Разрабатывая в 60-е гг. «Программу-ориентир» (вместе с Л. И. Божович), она исходила из возможностей пионерской деятельности как системы, в которой осуществляется возрастное и индивидуальное развитие ребенка. «Программа-ориентир» вызвала живой отклик и поддержку среди теоретиков и практиков детского движения.
Научные исследования К.Д. Радиной были посвящены теории педагогики, теории и методике воспитания. Она является автором идей развития детского движения. Ее основные труды – «Эмоционально-нравственное воспитание школьников», «Воспитание общественной активности пионеров», «Педагогические умения студентов в работе с пионерами».
Нельзя не выделить вклад в педагогическую науку И.П. Иванова, создавшего уникальную теорию и методику коллективного воспитания, «формирования юных общественников и организаторов», «энциклопедию коллективных творческих дел».
Актуальные проблемы развития педагогической науки и образования решались также в профессиональной педагогике, педагогике начальной школы, дошкольной педагогике. Исследования проводились во всех отделениях Академии педагогических наук СССР и профильных научных институтах. Многие ученые в позиции соисполнителей принимали деятельное участие в реализации академических проектов.
Значительный вклад в изучение истории профессионально-технического образования и профессиональной педагогики в России внес Е.Г. Осовский. В 1960-80-е гг. совместно с А.Н. Веселовым и Н.Н. Кузьминым он заложил основы истории профессиональной школы и педагогики как новой отрасли научного знания, возглавлял секцию историков в Научном совете по проблемам профтехобразования АПН СССР. В монографии ученого «Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940)» теория профтехобразования впервые была рассмотрена как предмет историко-педагогических исследований. За работу «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР» он как автор и научный редактор был удостоен Премией АПН СССР им. К.Д. Ушинского.
Профессор А. П. Беляева – автор многочисленных трудов по методологии, теории и науковедению в педагогике, всего ею опубликовано более 400 научных трудов.
Специалист в области педагогики начальной школы профессор Н.Г. Казанский в соавторстве с Т.С. Назаровой многие годы разрабатывал теорию, историю педагогики, дидактику для учителей и студентов начальной школы. Они опубликовали ряд пособий: «Методы и формы организации учебной работы в младших классах школы», «Учебный процесс в младших классах школы и его принципы», «Дидактика начальные классы».
Специалист в области дошкольной педагогики А.М. Леушина посвятила свои исследования изучению умственного, математического, речевого развития детей дошкольного возраста. Она – автор следующих учебников и учебных пособий: «Дошкольная педагогика», «Обучение счету в детском саду», «Формулирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» и др.
Таким образом, резервы дальнейшего развития педагогических исследований советской педагогики не исчерпаны и могут быть полезными на последующих этапах общественного развития.