Особенности организации и содержания учебно-воспитательного процесса в отечественных школах в 1930-е – 1950-е гг.
После принятия партийных постановлений в школе 30-х гг. XX в. создавалась принципиально новая стратегия общего образования. Главная задача обучения состояла в вооружении учащихся системой знаний, умений и навыков.
Основной формой организации учебного процесса был признан урок по твердому расписанию, с постоянным составом учащихся, по времени – 45 минут. Отдавалось предпочтение комбинированному типу урока.
В 1931-1932 учебном году были введены новые учебные планы и программы образовательной школы, построенные по предметному принципу с установкой на обеспечение в школе прочного и систематического усвоения учащимися основ наук, на соединение обучения детей с их участием в производительном труде.
Школа, работая в классно-урочной системе, осваивала рекомендованные методы: устное изложение знаний, работа с книгой, письменные упражнения, практические и лабораторные работы. В качестве дополнительных методов рекомендовались экскурсии, иллюстрации и демонстрации.
Учебный процесс в школах, особенно со второй половины 30-х гг. XX в., стал принимать книжный характер. Труд учащихся отодвигался на задний план, а в 1937 г. обучение труду было исключено из учебного плана школ.
В это время в России развивается «школа учебы». Реставрируются атрибуты «гимназии». Восстанавливается школьная форма, вводится ученический билет, в содержании образования появляются такие предметы, как логика, психология и др.
В военные годы были приняты решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943 г.), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (отмененная до этого как «нарушающая равенство») (1944 г.), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944 г.), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944 г.) и др.
Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с чем потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся 7-10 классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.
Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка. В середине 1942-1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело» (строевая, лыжная, огневая и противохимическая подготовка, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела). Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек согласно постановлению Совнаркома от 16 июля 1943 г. (до 1954 г.).
С начала 50-х гг. XX в. снова ставится вопрос о соединении обучения с производительным трудом, о содержании политехнического образования. К середине 50-х гг. в содержание образования было включено трудовое обучение школьников в учебных мастерских и на пришкольных участках. Вооружение учащихся основами научных знаний было связано с подготовкой их к трудовой деятельности.
Серьезное внимание стало уделяться подготовке стабильных, постоянных учебников по всем предметам. Уже в 1933 - 1934 учебном году школа получила учебники по математике, физике, химии, зоологии, географии, истории, обществоведению, литературе. Однако многие учебники почти ежегодно перерабатывались. По ряду дисциплин были разрешены так называемые «допущенные», а не стабильные учебники.
Весьма сложной задачей в то время было создание стабильных учебников по курсу истории. Учебники по истории 1933-1935 гг. изобиловали социологическими понятиями, недоступными пониманию учащихся.
В августе 1937 г. для 3-4 классов был подготовлен «Краткий курс истории СССР», написанный под редакцией А.В. Шестакова. Следует отметить, что становление содержания школьного исторического образования проходило под сильнейшим влиянием фальсификаций, содержавшихся в вышедшем в 1938 г. так называемом «сталинском» «Кратком курсе истории ВКП (б)». В учебниках истории отчетливо проявлялась тенденция к возвеличиванию отдельных личностей (Иван IV, Петр I), что делалось по прямому указанию Сталина. Тем самым общественные дисциплины должны были сыграть важную роль в создании базы для формирования культа личности Сталина, который стал усиленно насаждаться начиная уже с 30-х гг.
Среди воспитательных задач важное место занимало формирование активного, политически развитого строителя социалистического общества, патриота своей страны.
В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученические лектории, выпуск стенных газет и боевых листков и т.п.
Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые организовывали проведение массовых общественно-политических кампаний, вовлекали детей в общественно полезную работу и т.д.
Для советской школы было характерно укрепление ее связи с жизнью, вовлечение школьников в общественно полезную деятельность, включение их в производительный труд взрослых и т.д. В этот период школу окончательно поставили на путь политизации и идеологизации как учебного процесса, так и внеклассной и внешкольной работы.