Состояние школьного дела при Петре I (1672 - 1725 гг.)
При Петре I в России была создана сеть государственных начальных школ (цифирные, гарнизонные и адмиралтейские, горнозаводские), доступных широким слоям населения.
Цифирные школы учреждались согласно указу царя от 1714 г. для детей от 10 до 15 лет и готовили учащихся к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах, верфях. В содержание обучения входили грамота, арифметика, начальная геометрия. В цифирных школах широко применяли жестокие дисциплинарные меры, набирали в школу силой, для предупреждения побегов из школы и прогулов занятий учеников нередко содержали под караулом. В целом, цифирные школы не получили народной поддержки и не смогли стать базовым типом новой русской школы.
Подготовкой младшего командного состава армии и флота, мастеров по строительству, обслуживанию кораблей занимались гарнизонные и адмиралтейские школы. Первая гарнизонная школа начала работу еще в 1698 г. при артиллерийской школе Преображенского полка. В ней обучали грамоте, счету, артиллерийскому делу, а в 1721 г. вышел указ о создании такого рода школ при каждом полку. Первая адмиралтейская школа была открыта в Петербурге в 1719 г., затем аналогичные школы – в Ревеле и Кронштадте. Все эти новые школы назывались «русскими», так как там преподавали чтение, письмо и счет на русском языке.
В это же время создавались горнозаводские школы, в которых готовили квалифицированных рабочих и мастеров. Первая была открыта в 1716 г. на Петровском заводе в Карелии.
В 1701 г. в Москве под руководством государственного деятеля Якова Вилимовича Брюса (1670-1735 гг.) начала работу государственная артиллерийско-инженерная школа для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте, цифири и иным инженерным наукам». Однако постепенно школу стали посещать почти исключительно дворянские дети.
В начале XVIII в. преимущественно для детей дворян были открыты Московская инженерная школа (1703 г.), Петербургская инженерная школа (1719 г.), Петербургская артиллерийская школа и др. В 1707 г. в Москве начала работу хирургическая школа. Открывались школы, готовившие канцелярских служащих (1721 г.). Все эти «петровские» школы играли большую роль в распространении грамотности профессиональных знаний и умений среди низших и высших сословий России.
Образцовой школой в этот период была Школа математических и навигацких наук, открытая в Москве. Указом Петра I в 1707 г. здесь была введена жесткая система наказаний учащихся за провинности разного рода: за прогулы взимали денежные штрафы; в случае неуплаты штрафов применялись телесные наказания; за побег из школы предусматривалась смертная казнь; за ходатайство об отсрочке от школы ученика могли отправить в ссылку. В 1715 г. школа была переведена в Петербург и переименована в Морскую академию.
Принудительный характер обучения, жесткая солдатская дисциплина, применение к школам уголовного кодекса являлись характерными чертами школьного обучения в петровскую эпоху.
Кроме государственных школ в России продолжали существовать частные школы, пользовавшиеся в то время субсидиями от государства.
Значительные преобразования произошли в петровское время и в традиционных для России духовных учебных заведениях. Доступ в епархиальные школы и духовные семинарии был достаточно открытым. Однако по мере возникновения светских, профессиональных школ эти учебные заведения стали восприниматься как профессиональные. Кроме того, правительство стало требовать, чтобы в духовные школы принимались лишь дети духовенства. Наборы в школы происходили в неопределенные сроки в зависимости от количества учеников. Принятый ученик должен был оставаться в школе до конца учения, о чем давал письменное обязательство. В школах были распространены суровые наказания. Таким образом, постепенно устанавливался новый порядок образования духовенства: все дети этого сословия должны были учиться в духовных школах, в ином случае по указу 1708 г. их велено было отдавать в солдаты.
В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ – архиерейских. Они были только начальными и открывались по инициативе духовных служителей.
В целом, можно выделить следующие особенности развития образования в петровскую эпоху:
- церковное и светское направления развития образования;
- преобладание сословности (возвышение дворянского сословия);
- профессиональная направленность новой организации образования;
- преобладание в учебных планах математики, навигационных и морских наук;
- принудительность обучения и суровый режим.