Педагогическая мысль в Славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X - XVII вв.)
Педагогические представления, которые сложились в Древней Руси, находили отражение в литературно-художественных памятниках той эпохи.
Среди отечественных сочинений, содержавших педагогические идеи, выделялись труды митрополита Илариона (XI в.), Нестора (XI - начало XIIв.), Кирилла Туровского (ок. 1130 - ок. 1182 гг.), Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), Епифания Премудрого (до 1380 - между 1418 -1422 гг.), Нила Сорского, Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Аввакума и др.
Характерными чертами сочинений отечественных авторов было особое внимание к нравственным вопросам, преобладание назидательно-наставительного тона.
Одним из первых самостоятельных отечественных произведений педагогического характера явилось «Слово о законе и благодати» (середина X в.) митрополита Илариона, в котором излагались идеи православного взгляда на воспитание человека: в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отрочестве - воинское воспитание, в юности и зрелости - формирование волевых качеств и общее умственное развитие.
Оригинальным мыслителем этой эпохи был Кирилл Туровский, которого называли на Руси вторым Златоустом. В числе его сочинений - «Притча о человеческой душе и теле» (другое название - «Повесть о слепце и хромце»), где он утверждал величие человека, его духовного и телесного бытия. Необходимость обучения основывалась им на сравнении тела человека с «незатворенными воротами города», в котором царствует ум. Важным он считал умение «сразумением» читать священные книги: они открывают мир божественного познания, помогают человеку понимать события современной ему жизни, поведение людей. Путь обучения – это личный духовный труд по усвоению книжной мудрости, он формирует самого человека. Кирилл Туровский предлагал дедуктивный способ обучения: от абстрактного книжного знания к жизни, к практической деятельности.
Распространенным жанром на Руси были поучения. Наиболее известным являлось «Поучение детям» (1117 г.) князя Владимира Мономаха. Оно представляет собой наставления «детям или кому другому» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседневности. Прежде всего, нужно иметь страх Божий и постоянно трудиться.
В «Поучении...» заложены принципы православной педагогики, которые стали основой ее последующего развития. Вот один из фрагментов этого памятника мировой истории просвещения и нравственности: «Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Господь, чудесны дела его! О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Ни пост, ни уединение, ни монашество не спасет вас, но благодеяние. …. Все хорошее узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языками: за что хвалят нас чужестранцы. Леность –мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути и на коне; не имея дела, вместо суетных мыслей, читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: «Господи, помилуй....»
Для Владимира Мономаха пример родителей являлся самым лучшим воспитательным средством. Из христианских заповедей, по его мнению, достаточно выполнить три, чтобы вести добродетельную жизнь: это –покаяние, слезы и милостыня. Надо только не лениться им следовать, и тогда «малыми делами можно получить милость Божию».
Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания: не мсти, наставлял Владимир Мономах, терпи, сам помогай обиженным, сиротам, вдовам, больного проведай, покойника проводи, ни единого человека не пропусти без доброго слова. Помимо такого рода назиданий детям разъяснялись правила поведения, определенного этикета: «еде и питью без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать». В целом, главными человеческими качествами, которые надо воспитывать с детства, Владимир Мономах считал религиозность, уважение к старшим, милостливость, самообладание, находчивость, хладнокровие в опасных ситуациях и умение рачительно управлять своим домом.
Широкое распространение на Руси имели различные сборники назидательно-наставительного характера. Самым ранним из сохранившихся является «Изборник» 1076 г. В его текстах говорилось о пользе чтения книг для истинного христианина («И я скажу: узда коню – всадник, сущность же праведного – в книгах его», «воина красота – в оружии, а корабля – в парусах, но праведника – в чтении книг»).
Одной из наиболее популярных книг, входивших в круг домашнего чтения тою времени, была «Пчела» – перевод греческого сборника XI в.. в котором были собраны высказывания самых разных авторов – Сократа, Платона, Аристотеля, Соломона, Эпикура, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Все высказывания в сборнике были распределены по главам, и в целом они олицетворяли собой образ пчелы, собирающей нектар с цветков. Вот некоторые изречения о пользе учения и воспитания: «Не твори зла и не постигнет тебя зло»; «Яко солнце просвещает очи всем, такоже и мудр муж просвещает вся елико прикасаются словесному естеству»; «Делатель землю мягчит, а философ – душу»; «Источник и мать, и корень мудрости добродетель есть»; «Вражды конец ведай, а любви не ведай»; «Кто словом не согрешит, тот совершен есть».
Важность учения и знания нашла отражение и в произведениях такого жанра, как жития святых. «Многих сверстников превзошел хорошей памятью, успехами в учении, остротою ума и живостью воображения», – говорилось в Житии Стефания Премудрого, в Житии Сергия Радонежского указывалось: «от Бога было дано ему уразумлять грамоту, а не от матери».
Педагогическая мысль в XIV-XVI вв. развивалась, прежде всего, в среде монашества. В XV в. выдающийся мыслитель Нил Сорский (ок. 1433-1508 гг.) попытался обобщить опыт монастырского воспитания и обучения. Свои взгляды на пути достижения этой цели он изложил руководствах по духовному совершенствованию человека – «Предании» и «Уставе о скитской жизни». В процессе воспитания он предлагал использовать совокупность различных средств, методов, приемов духовного самосовершенствования: беседы с опытными старцами, постоянное чтение и осмысление книг Священного писания, чтение и переписывание для себя и братии наставлений отцов церкви, сочинений византийских богословов, «рукоделие» (переплетное дело, выпечка хлеба, плотницкое и кузнечное дело и т.п.), пение, исполнение христианских заповедей, молитвы и т.д.
Целью воспитания, по Нилу Сорскому, являлось достижение духовного совершенства.
Одной из вершин педагогической мысли того времени был «Домострой», составленный попом Сильвестром. «Домострой» – это своего рода кодекс норм гражданской жизни и быта на Руси XV-XVI вв. В «Домострое» три основные части: религиозная жизнь, семейные отношения, рекомендации по ведению домашнего хозяйства. Важное место в нем занимают вопросы обучения и воспитания.
Педагогические идеи «Домостроя» (см. таблицу 11.1.) выражаются традиционно в форме поучений, напоминающих «Поучение» Мономаха.
Таблица 11.1.
Домострой[17]
Домострой –по-славянски «дому строитель» (по – гречески «экономик»). Эта книга была составлена в Новгороде в конце XV в. В России она стала катехизисом морали и энциклопедией домашнего строительства.
«Книга, глаголемая Домостой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням»
Наставление отца сыну | И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление - вам и детям вашим |
И как вести себя в отношении к большим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести | Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших - люби как детей: никакому созданию Божию не будь лиходеем |
Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием | И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юности - успокоят тебя в старости твоей, ...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь |
Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать | ...дочки растут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибывает, и как замуж: сговорят - а все уже готово |
Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем | Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем... |
Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить | «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне - дружелюбным, с младшими и бедными - приветливым, милостивым. |
Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать | Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением. |
Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) являлся автором ряда сочинений: «Псалтырь рифмованная», «Вертоград многоцветный», «Обед душевный», «Букварь языка славенска», а также более 200 проповедей и поучений. В них отражены его педагогические идеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. От учителя зависело, что будет в ней изображено. Обучение должно было осуществляться на трех языках: латинском, греческом и родном. Симеон Полоцкий считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества.
Епифаний Славинецкий (1600- 1675 гг.). в сочинениях «Рассуждения об учении греческому языку», «Лексикон филологический» обосновывал необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания, школьного образования с традициями русского «учения книжного».
Протопоп Аввакум (1620/1621 - 1682 гг.) выступал против изучения «внешних наук» и иностранных языков. Он аргументировал свою позицию словами о том, что Христос не изучал диалектики и красноречия, а потому ритор и философ не может быть христианином: «Лучше быть с сею простотою, да почиет в тебе Христос, нежели от риторства ангелом слыть без Христа». Достоинством «ученья книжного» Аввакум считал традиционный путь формирования «внутреннего человека», основные качества которого – «мужество, мудрость, правда и целомудрие». Недостаток латинской и греческой школы, по его мнению, состоял в увлечении «внешним мудрствованием» и забвении духовно-религиозного формирования человека.
Таким образом, к концу XVIIв. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школьного дела по западноевропейским образцам.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. В чем особенности обучения и воспитания в Древней Руси?
2.Какие духовно-нравственные ценности утверждались педагогической мыслью? Какие из них можно отнести к национальным ценностям непреходящего значения?
3. Какова роль византийского православия в распространении просвещения в Киевской Руси?
4. Что Вы знаете о литературных памятниках Киевской Руси как источниках сведений о педагогической мысли этой эпохи?
5. Что Вы знаете о первых образовательных учреждениях Киевской Руси.
6. В чем состояли отличия и преемственность между учением книжным и обучением у мастеров грамоты?
7. Какова направленность древнерусской педагогической мысли и что важнее, по мнению авторов, обучение или воспитание?