Педагогическая мысль в Славянском мире, Киевской Руси и Русском государстве (X - XVII вв.)

Педагогические представления, которые сложи­лись в Древней Руси, находили отражение в литератур­но-художественных памятниках той эпохи.

Среди отечественных сочинений, содержавших педагогичес­кие идеи, выделялись труды митрополита Илариона (XI в.), Нестора (XI - начало XIIв.), Кирилла Туровского (ок. 1130 - ок. 1182 гг.), Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), Епифания Премудрого (до 1380 - между 1418 -1422 гг.), Нила Сорского, Симеона По­лоцкого, Епифания Славинецкого, Аввакума и др.

Характерными чертами сочинений отечественных авторов было особое внимание к нравственным вопросам, преоблада­ние назидательно-наставительного тона.

Одним из первых самостоятельных отечественных произве­дений педагогического характера явилось «Слово о законе и благодати» (середина X в.) митрополита Илариона, в котором излагались идеи православного взгляда на воспита­ние человека: в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отрочестве - воинское воспитание, в юности и зрелости - формирование волевых качеств и общее умственное развитие.

Оригинальным мыслителем этой эпохи был Кирилл Туровский, которого называли на Руси вторым Златоустом. В числе его сочинений - «Притча о челове­ческой душе и теле» (другое название - «Повесть о слепце и хромце»), где он утверждал величие человека, его духовного и телесного бытия. Необходимость обучения основывалась им на сравнении тела человека с «незатворенными воротами го­рода», в котором царствует ум. Важным он считал умение «сразумением» читать священные книги: они открывают мир божественного познания, помогают человеку понимать события современной ему жизни, поведение людей. Путь обуче­ния – это личный духовный труд по усвоению книжной муд­рости, он формирует самого человека. Кирилл Туровский пред­лагал дедуктивный способ обучения: от абстрактного книжного знания к жизни, к практической деятельности.

Распространенным жанром на Руси были поучения. Наиболее известным являлось «Поучение детям» (1117 г.) князя Владимира Мономаха. Оно представляет собой наставления «детям или кому другому» о том, как жить по заповедям Христовым, как соблюдать их в обычной повседнев­ности. Прежде всего, нужно иметь страх Божий и постоянно трудиться.

В «Поучении...» заложены принципы православной педагогики, которые стали основой ее последующего развития. Вот один из фрагментов этого памятника мировой истории просвещения и нравственности: «Страх Божий и любовь к челове­честву есть основание добродетели. Велик Господь, чудесны дела его! О дети мои! Хвалите Бога! Любите так­же человечество. Ни пост, ни уедине­ние, ни монашество не спасет вас, но благодеяние. …. Все хорошее узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил пятью языка­ми: за что хвалят нас чужестранцы. Леность –мать пороков: берегитесь ее. Человек должен всегда заниматься: в пути и на коне; не имея дела, вместо суетных мыслей, читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя самую краткую, но лучшую: «Господи, помилуй....»

Для Владимира Мономаха пример родителей являлся самым лучшим воспитательным средством. Из христианских за­поведей, по его мнению, достаточ­но выполнить три, чтобы вести доб­родетельную жизнь: это –покаяние, слезы и милостыня. Надо только не лениться им следовать, и тогда «ма­лыми делами можно получить ми­лость Божию».

Особое внимание уделялось вос­питанию милосердия, сострадания: не мсти, наставлял Владимир Мо­номах, терпи, сам помогай обижен­ным, сиротам, вдовам, больного проведай, покойника проводи, ни единого человека не пропусти без доброго слова. Помимо такого рода назиданий детям разъяснялись правила поведения, определен­ного этикета: «еде и питью без шума великого, при старших молчать, мудрых слушать». В целом, главными человеческими качествами, которые надо воспитывать с детства, Владимир Мономах считал религиозность, уважение к старшим, милостливость, самообладание, находчивость, хладнокровие в опас­ных ситуациях и умение рачительно управлять своим домом.

Широкое распространение на Руси имели различные сбор­ники назидательно-наставительного характера. Самым ранним из сохранившихся является «Изборник» 1076 г. В его текстах говорилось о пользе чтения книг для истинного христианина («И я скажу: узда коню – всадник, сущность же праведного – в книгах его», «воина красота – в оружии, а корабля – в парусах, но праведника – в чтении книг»).

Одной из наиболее популярных книг, входивших в круг домашнего чтения тою времени, была «Пчела» – перевод греческого сборника XI в.. в котором были собраны выска­зывания самых разных авторов – Сократа, Платона, Арис­тотеля, Соломона, Эпикура, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. Все высказывания в сборнике были распреде­лены по главам, и в целом они олицетворяли собой образ пчелы, собирающей нектар с цветков. Вот некоторые изречения о пользе учения и воспитания: «Не твори зла и не постигнет тебя зло»; «Яко солнце просвещает очи всем, такоже и мудр муж просвещает вся елико прикасаются словесному естеству»; «Делатель землю мягчит, а философ – душу»; «Источник и мать, и корень мудрости добродетель есть»; «Вражды конец ведай, а любви не ведай»; «Кто словом не согрешит, тот совершен есть».

Важность учения и знания нашла отра­жение и в произведениях такого жанра, как жития святых. «Мно­гих сверстников превзошел хорошей памятью, успехами в учении, остротою ума и живостью воображения», – говори­лось в Житии Стефания Премудрого, в Житии Сергия Радо­нежского указывалось: «от Бога было дано ему уразумлять грамоту, а не от матери».

Педагогическая мысль в XIV-XVI вв. развивалась, прежде всего, в среде монашества. В XV в. выдающийся мыслитель Нил Сорский (ок. 1433-1508 гг.) попытался обобщить опыт монас­тырского воспитания и обучения. Свои взгляды на пути дос­тижения этой цели он изложил руководствах по духовному совершенствованию человека – «Предании» и «Уставе о скит­ской жизни». В процессе вос­питания он предлагал использовать совокупность различных средств, методов, приемов духовного самосовершенствования: беседы с опытными стар­цами, постоянное чтение и осмысление книг Священного писания, чтение и переписывание для себя и братии настав­лений отцов церкви, сочинений византийских богословов, «рукоделие» (переплетное дело, выпечка хлеба, плотницкое и кузнечное дело и т.п.), пение, исполнение христианских заповедей, молитвы и т.д.

Целью воспитания, по Нилу Сорскому, являлось достиже­ние духовного совершенства.

Одной из вершин педагогической мысли того времени был «Домострой», составленный попом Силь­вестром. «Домострой» – это своего рода кодекс норм гражданской жиз­ни и быта на Руси XV-XVI вв. В «Домострое» три основные части: религиозная жиз­нь, семейные отношения, рекомендации по ведению домашнего хозяйства. Важное место в нем занимают вопросы обучения и воспитания.

Педагогические идеи «Домостроя» (см. таблицу 11.1.) выражаются традиционно в форме поучений, напомина­ющих «Поучение» Мономаха.

Таблица 11.1.

Домострой[17]

Домострой –по-славянски «дому строитель» (по – гречески «экономик»). Эта книга была составлена в Новгороде в конце XV в. В России она стала катехизисом морали и энциклопедией домашнего строительства.

«Книга, глаголемая Домостой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадам, и рабам, и рабыням»

Наставление отца сыну И предаю вам, христианам, писание это на память и на вразумление - вам и детям вашим
И как вести себя в отношении к большим и малым, скорбным и немощным, и ко всякому человеку, и внимать своей совести Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных и скорбных привечай любовью, а младших - люби как детей: никакому созда­нию Божию не будь лиходеем
Как детей своих воспитывать во всяком наставлении и страхе Божием И беречь и блюсти чистоту телесную от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Наказывай детей в юности - успокоят тебя в старости твоей, ...любить их (детей) и беречь, но и страхом спасать, нака­зывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь
Как дочерей воспитывать и с приданым замуж выдать ...дочки рас­тут, страху Божию и вежеству учатся, и приданое их понемногу прибыва­ет, и как замуж: сговорят - а все уже готово
Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою: слушайте их и повинуйтесь по-Божески во всем...
Наказ мужу и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить «...не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не оби­жать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим по положению быть послушным и покорным; к ровне - дружелюбным, с младши­ми и бедными - приветливым, милостивым.
Учить мужу свою жену, как Богу угодить и мужу быть по нраву, и дом свой лучше вести, и всякую домашнюю работу и рукоделье знать, и слуг этому учить и самой делать Следует мужьям поучать жен своих с любо­вью и примерным наставлением.

Симеон Полоцкий (1629-1680 гг.) являлся автором ряда сочинений: «Псалтырь рифмованная», «Вертоград многоцветный», «Обед ду­шевный», «Букварь языка славенска», а также более 200 про­поведей и поучений. В них отражены его педагогические идеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы на­учить детей читать эту книгу. От учителя зависело, что будет в ней изображено. Обучение должно было осуществляться на трех языках: латинском, греческом и родном. Симеон Полоц­кий считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества.

Епифаний Славинецкий (1600- 1675 гг.). в сочинениях «Рассуждения об учении греческому язы­ку», «Лексикон филологический» обосновывал необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания, школь­ного образования с традициями русского «учения книжного».

Про­топоп Аввакум (1620/1621 - 1682 гг.) выступал против изучения «внешних наук» и ино­странных языков. Он аргументировал свою позицию словами о том, что Христос не изучал диалектики и красноречия, а потому ритор и философ не может быть христианином: «Луч­ше быть с сею простотою, да почиет в тебе Христос, нежели от риторства ангелом слыть без Христа». Достоинством «ученья книж­ного» Аввакум считал традиционный путь формирования «внутреннего человека», основные качества которого – «му­жество, мудрость, правда и целомудрие». Недостаток латинс­кой и греческой школы, по его мнению, состоял в увлечении «внешним мудрствованием» и забвении духовно-религиозно­го формирования человека.

Таким образом, к концу XVIIв. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту. Дальнейшее раз­витие государства, церкви и общества в России привело к тому, что традиционный взгляд на образование уже не удов­летворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школь­ного дела по западноевропейским образцам.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. В чем особенности обучения и воспитания в Древней Руси?

2.Какие духовно-нравственные ценности утверждались педагогической мыслью? Какие из них можно отнести к национальным ценностям непреходящего значения?

3. Какова роль византийского православия в рас­пространении просвещения в Киевской Руси?

4. Что Вы знаете о литературных памятниках Киев­ской Руси как источниках сведений о педагоги­ческой мысли этой эпохи?

5. Что Вы знаете о первых образовательных учреждениях Киевской Руси.

6. В чем состояли отличия и преемственность меж­ду учением книжным и обучением у мастеров грамоты?

7. Какова направленность древнерусской педаго­гической мысли и что важнее, по мнению авторов, обучение или воспитание?

Наши рекомендации