Георг Кершенштейнер и его идеи трудовой школы и гражданского воспитания

Научное обоснование движению трудовой школы дал не­мецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854-1932 гг.). В работе «Понятие трудовой школы» он указывал на то, что каждый человек должен иметь профессиональную специализацию.

В задачи школы должно было, по его мнению, входить обеспечение учащихся профессиональ­ной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспи­тание гражданина-патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна была осуществляться по типу тру­довой общины.

Основные черты организации трудовой шко­лы: подготовка детей к будущей трудовой деятельности; цель школы – выработка у учащихся элементарных трудовых навыков; воспитание дисциплины поведения; введение ручного труда; соединение преподавания с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью; использование опытнической и лабораторной работы; использование различных форм практической деятельности.

В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г. Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспита­ния». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные ин­ституты, способные формировать у молодежи желание тру­диться на благо отечества и защищать его.

Таким образом, общим для различных направлений реформаторской педагогики было признание того, что истинная школа должна быть организована так, чтобы ребенок находился в среде, общение с которой действовало бы развивающее на его умственные и творческие способности. Основу организации школьной жизни ребенка должна составлять активная трудовая деятельность, где труд – средство приобретения опыта, воспитания всесторонне развитой личности.

9.3. Развитие школьного образования на основе идей реформаторской педагогики

Школьные реформы конца XIX - начала XX вв. не только опирались на различные педагогические концеп­ции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических исканий.

Реформаторская педагогика способствовала как обогащению теории, так и совершенствованию практики воспитания и обучения. Так, экспериментальное течение в реформаторской педагогике стимулировало развитие дидактики, исследование процессов понимания, особенностей внимания школьников, выявление причин их переутомления, разработку тестовых методик проверки уровня умственного развития ребенка и т.д.

Идеи прагматизма оказали большое влияние на организа­цию школьного дела и дошкольного воспитания и стали со­ставной частью движения за «новое воспитание». Поставив во главу угла деятельность ребенка и приобретаемый им личный опыт, прагматическая педагогика сумела теоретически и прак­тически доказать архаичность традиционного обучения в школе. Вместе с тем недооценка прагматистами предметного препо­давания, которое должно лежать в ос­нове всей системы обучения, привела в дальнейшем ко мно­гим негативным последствиям – к снижению уровня знаний и сужению кругозора учащихся.

Трудовой принцип, выдвинутый реформаторской педаго­гикой и оказавший сильнейшее влияние на развитие школы всех европейских стран, особенно в 20 -30-е гг. XX в., получил дальнейшее развитие в современных условиях и актуален для сегодняшней практики образования и обуче­ния.

Конец XIX - начало XX вв. – период бурного и разносто­роннего развития педагогики, многие идеи того времени сей­час переживают второе рождение. Это касается и принципов отбора содержания образования, и организационных форм, и методов обучения.

Общие тенденции развития школы на основе идей реформаторской педагогики получили в отдельных странах специфическое выражение.

В Англии этого периода произошло расширение сети школ, субсидируемых государ­ством, так называемых «паблик скулз». Начальная школа объяв­лялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полного школьного образования в Англии и Шот­ландии включала детский сад, начальную школу и среднюю школу. Деятельность начальных школ жестко не регламентировалась. Устанавливался только стандарт обязательных знаний. В сред­ней школе в целях ослабления господства классицизма стали вводиться предметы естественнонаучного цикла. И даже не­которые аристократические школы были вынуждены откры­вать в своих стенах реальные, коммерческие и инженерные отделения. Довольно широкое распространение получил но­вый тип школы – «признанные школы» – для подростков 12-17 лет с шестилетним сроком обучения, открытие кото­рых было продиктовано экономическими и социальными тре­бованиями.

В конце XIX - начале XX в. в Великобритании возникла внешкольная скаутская (от англ. - разведчик) органи­зация детей 8- 18 лет. Основатель организации Роберт Ба-ден-Лоуэлл (1857- 1941 гг.) объединил подростков в бойскаут­ские (для мальчиков) и герлскаутские (для девочек) отря­ды, имевшие свой устав, символику, обязательства.

В Германии система образования представляла собой либо начальную четы­рехлетнюю школу и четырехлетнюю школу повышенного типа, дающую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу и обучение в про­межуточной школе с продолжительностью обучения в 2-3 года. Затем следовали низшие профессиональные и средние учеб­ные заведения.

В системе среднего образования было выделено три типа школ: классическая гимназия, реальная гимназия и высшее реальное училище, отличавшееся от реальной гимназии от­сутствием преподавания латинского языка. Кроме средних учебных заведений с девятилетним сроком обучения были созданы неполные средние школы – прогимназии с шести­летним сроком обучения и реальные училища.

Популярностью пользовалось и так называемое дополни­тельное образование – вечернее обучение на базе восьми­летней школы, которое имело целью подготовку или к оп­ределенной профессии или к поступлению в среднюю шко­лу. Практически все германские школы продолжали оставаться конфессиональными.

В США до конца XIX в. управление образованием в каждом штате было функцией своего комитета, который разрабатывал учебные программы, распределял государственные субсидии и руко­водил организацией школ. Характерной чер­той для всех типов школ было совместное обучение мальчи­ков и девочек. Другой общей для всех школ чертой было культивирование в них так называемого «американского образа жизни» и принад­лежности к американской нации. В некоторых школах вводи­лось самоуправление по типу государственного строя в США.

В большинстве штатов государственная система образова­ния состояла из начальной и средней школы. Начальная школа, которая была обязательной и бесплатной, подразделялась на элементарную и грамматическую. Характерной осо­бенностью системы школьного образования в Америке являлась преемственность элементарной и средней школы.

Во Франции в самом конце XIX в. начальная шко­ла становилась всеобщей, обязательной, бесплатной и светской. Система школьного образования во Франции включала: материнскую школу, начальную школу, начальную школу повы­шенного типа, профессиональную или общеобразовательную среднюю школу. Обуче­ние мальчиков и девочек было раздельным. Учебные программы начальной и средней школы, так же как и учебники, были ориентированы на воспитание в детях национальных чувств. Средняя школа стала подразделяться на классическую и современную. Мужские средние школы получили названия лицеев, если они субсидировались государством, и коллежей, если содержа­лись городским самоуправлением или общиной. С 1880 г. стали открываться и государственные женские учебные заведения.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Раскройте социально-экономические, политические, философские и научные пред­посылки становления и развития реформаторской педагогики.

2. Сравните концепцию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и М.Монтессори.

3. Сравните понимание принципа практической полезности у Д.Локка и Д.Дьюи.

4. Раскройте основное содержание концепций А.Лая («Школа действия») и Г. Кершенштейнера («Школа будущего – школа работы»). Определите роль экспериментальной педагогики в развитии педагогической науки.

5. Обобщите воззрения педагогов этого периода (М. Монтессори, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, Э. Торндайк, В.А. Лай) на принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. Оцените это наследие в аспекте современных педагогических проблем.

6. В чем состоят «инструментальность», «практичность» педагогики прагматизма?

7. Прокомментируйте мысль о том, что истинность проявляется в ее полезности, в достижении той или иной цели (истинно то, что полезно» Дж. Дьюи). Каковы могут быть педагогические последствия реализации этой идеи?

Глава 10. Школа и педагогика за рубежом в XX – начале XXI вв. Общие тенденции развития зарубежного образования

Среди важных позитивных тенденций развития современного зарубежного образования отметим следующие: курс на демократизацию школьных систем; диверсификация и дифференциации образования; гуманистическая направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; опытно-экспериментальная деятельность; педагогизация новейших технических средств; интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования.

10.1. Школьное образование за рубежом в XX – начале XXI вв.

Во второй половине 1900-х гг. системы образования ведущих зарубежных стран претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, стала действовать промежуточная ступень между начальной и полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределялись по трем учебным потокам: полная общеобразовательная школа (ориентир на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете); средняя школа (упор на подготовку к обучению в техническом вузе); профессиональные учебные заведения.

Для школьных систем характерно наличие частных (платных) учебных заведений (английские «публичные школы», американские независимые школы и т.д.). Сосуществование частных и общественных учебных заведений тесно связано с взаимоотношениями школы с церковью. На Западе почти все частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей.

В большинстве ведущих стран мира общественные учебные заведения отделены от церкви и религии (США, Франция, Япония). В этих странах обучение религии – частное дело граждан. Но в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования. Во Франции отмечается лояльность в отношениях церкви и государства.

Важные тенденции проявляются при реформировании уп­равления школой.Необходимо преодолеть бюрократизацию управленческих структур, потерю самостоятельности учебных заведений. Централизованные структуры зачастую оказываются неэффективными. В США большое значение имеют центральные органы просвещения. Во Франции большие полномочия имеют департаментские власти и администрация учебных заведений. В настоящее время обозначились стремления создать компро­мисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом (например, школьная система Бельгии).

Почти во всех ведущих странах мира школа – объект финансирования (США, Англия, Япония, Германия, Франция и др.).В начале 90-х годов XX в. затраты на образова­ние в общей сумме расходов составляли: в США, Англии, Япо­нии – около 14%, в Германии, Франции – около 10%.

Общие тенденции развития школьных систем проявляются в отдельных странах по-разному.

Соединенные ШтатыАмерики

Обучение в общественных школах является бесплатным, но не обязательным до 16 лет. В частных учебных заведениях обучение платное.

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной шко­ле. Средняя школа (колледж среднего образования) чаще всего состоит из двух звеньев: младшая и старшая школы. Главный способ оценки и контроля знаний – тесты. Учеб­ный год делят на 2-3 периода, в конце которых выставляются оцен­ки по 5-балльной или 100-балльной системам. У старшеклассников рабочий день довольно напряженный: с 8.30 до 16.00 часов, 5 дней в неделю.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах, в цент­рах профессиональных навыков.

Страна поделена на школьные округи: 15,5 тыс. в 50 штатах. При управлении школьным делом разделены полномочия конгресса, феде­ральной администрации, штатов, округов и учебных заведений. Это разделение приводит к высокой степени децентра­лизации управления.

Англия

В стране действует система бесплатного общего образования для всех детей. Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых –бесплатное. Частные учебные заве­дения платные.

Система обязательного образования охватывает детей и подрост­ков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года – 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15.30. Срок обучения в общеобразовательной школе – 13 лет. Обяза­тельны 11 лет обучения.

По достижении 14 лет подростки имеют право поступать в профессиональные школы. После 16 лет они могут продолжать образование или идти работать. При оценке знаний часто прибегают к тестам.

Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и в центрах заня­тости.

В Англии сложилась устойчивая децентрализированная система управления образованием.

Германия

В Германии сосуществуют школы общественные и частные. Государство гарантирует бесплатное обязательное 9-летнее обу­чение в общественных учебных заведениях. Система образования имеет трехступенчатую структуру: основная шко­ла, реальное училище, гимназия. Обучение начинается с 6 лет.

В профессиональном обучении существует система ученичества и школы специаль­ностей.

Общегерманское Министерство образования осуществляет лишь координаторские функции. Вопросами образова­ния в каждой из земель ведает свое министерство.

Франция

В стране введено обязательное бесплатное 10-летнее обучение для детей с 6 до 16 лет. Есть школы государственные, муниципаль­ные и частные. За на­чальной школой следует среднее образование (коллеж, лицей).

Профессиональное образование осуществляется в системе уче­ничества и профессиональном лицее.

Французская система образования остается строго централи­зованной.

Япония

Закон предусматривает бесплатное обязательное 9-летнее обучение. Есть школы муниципальные, общенациональные и част­ные. Введена структура ступеней общего образования: начальная школа, младшая средняя школа, старшая средняя школа. Обучение начинается с 6 лет. Основной способ проверки и контроля знаний – письменные тесты.

Профессиональное образование дается в средних общеобразовательных заведениях и в специальных школах.

При управлении школьным делом роли центра и местных орга­нов распределены таким образом, что многие вопросы решаются на местах с учетом специфики региона.

Наши рекомендации