Воспитательные системы Древней Греции
Афинская система воспитания | Спартанская система воспитания |
Экономико-географические факторы | |
Социально-демографические факторы | |
Культурные факторы | |
Идеал воспитания | |
Формы и методы организации учебного процесса | |
Содержание обучения и воспитания | |
Система образования | |
Образцы Учительства и Ученичества |
2. Выявите линии преемственности между традициями античного и современного образования.
3. Определите прогностическую ценность античной дидактики для решения современных педагогических проблем.
4. Назовите великих древнегреческих и древнеримских философов, занимавшихся вопросами воспитания. Проанализируйте их педагогические взгляды.
5. Какими особенностями отличалась наука и образование в Древнем Риме?
Глава 5. Воспитание и школа в эпоху Средневековья
Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья выделяют три периода: V- X вв. – раннее средневековье, XI -XIII вв. – развитое, или «высокое» средневековье, XIV –XVI вв. - позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.
Образование в Западной Европе в VI- XIII вв.
Возникновение и развитие средневекового образования связывается обычно с развитием церковной культуры (общая характеристика образования в Западной Европе в VI- XIII вв.в таблице5.1.).
Впервые вопрос о необходимости разработки программы церковного обучения в целях внедрения идей христианства был поставлен еще философом и богословом поздней античности Аврелием Августином (Блаженным).
В начале VII в. на территории Ирландии и Британии благодаря активности монашества появляются первые церковные школы. Содержание образования в монастырских школах опиралось на сочинения Августина. Его образовательная программа предусматривала использование только тех светских знаний, которые необходимы христианскому проповеднику, - знание языков, истории, диалектики, риторики, основ математики, способствующих, по его мнению, углубленному пониманию религии.
Основное внимание, как в монастырских, так и в открываемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, для чего использовались наставления, посты, чтение сочинений на религиозные темы.
Основной книгой для обучения служил Псалтырь. Обучение начиналось с механического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили на изучение латинской азбуки, чтению, письму. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия. Так, составленные Северином Боэцием (ок. 480-524 гг.) учебники логики, арифметики и музыки служили в школе в качестве учебных пособий вплоть до XIII в.
В результате широкого распространения монашества по территории Западной Европы средоточием образования были монастырские школы.
В условиях изменений в политической и духовной жизни общества господствующее положение начинал занимать новый вид религиозной философии – схоластика (от. лат. – школьный, ученый). Схоластика – направление в средневековой философии, представители которого считали своей задачей теоретическое обоснование христианских догм, особый прием изложения религиозного миропонимания. Схоластика соединяла теологию с философией и логикой, придающей религиозному учению стройность логической системы. Сторонником нового вида философии был Фома Аквинский (1225-1274 гг.).В своем труде «Сумма теологии» он пытался подчинить светское знание вере. Вся его деятельность была направлена на придание вероучению формы научного знания.
В течение нескольких столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником при изучении богословия в европейских школах повышенного типа – коллегиях и университетах.
Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались изучению философии, два следующих года – богословию, церковной истории и праву, два последних – углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия.
В связи с ростом числа схоластических школ начала складываться категория людей, занимавшихся педагогическим трудом. Учителя и ученики объединялись в корпорации, называвшиеся университетами. Университеты состояли из нескольких факультетов – младшего, артистического, подготовительного, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших – юридического, медицинского, богословского.
Сроки обучения были неопределенными, учение в целом могло продолжаться 11-12 лет, и не каждый студент выдерживал этот срок. Преподавание состояло из чтения лекций и диспутов. Обучение велось на латинском языке. Во время лекций студенты старших курсов сидели на скамьях, а младших – на полу, на соломе, «дабы внушить им смирение». Обязательные лекции начинались около 5 часов утра и заканчивались в 9-10 часов. После обеда назначались занятия, посещение которых не было обязательным для всех. За пропуск обязательных лекций или за опоздание на них взимался штраф с преподавателей и со студентов.
Первые университеты появились в XII- XIII вв. в таких странах, как Италия, Франция, Англия: это Болонский (конец XI в.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1206 г.), Кембриджский (1281 г.) университеты. Позже были открыты университеты в славянских странах – Пражский и Краковский. Из стен старинных университетов вышки выдающиеся деятели науки и просвещения, обновленной религии – Ян Гус, Данте Агильери, Франческо Петрарка, Николай Коперник, Галилео Галилей, Френсис Бэкон.
Центрами образования и культуры, оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие – бюргерство, торгово-ремесленную часть городского населения. Для удовлетворения его потребностей стали создаваться новые типы школ – магистратские, цеховые, гильдейские. Они были различными по своему назначению – школы «счета» и родного языка, латинские школы. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения.
Помимо распространения церковных и светских школ средневековье сохранило и такую форму обучения, как ученичество, которое было принято в семьях торговцев и ремесленников.
Рыцарское воспитание получали сыновья светских феодалов. Особенности системы рыцарского воспитания изложил Винцент из Бове (ум. ок.1264 г.) в своем сочинении «Об обучении детей благородных особ».
Подростки в возрасте 10-12 лет отдавали в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни новой семьи и выполняя роль пажей, подростки овладевали семью «рыцарскими добродетелями»: умение охотится, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». В 14-16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его посвящали в рыцари.
Девочки из знатных семей воспитывались дома или в монастырях. В программу их обучения входило освоение грамоты, изучение иностранных языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг.
Несмотря на религиозную направленность, средневековое понимание развития ребенка воспринимало фактически античное представление о гармонии тела и души.
Начиная с XIII в., в связи с начавшимися изменениями в экономической жизни большинства европейских стран, школьное образование оказалось в сложном положении. Содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания стали занимать большее место в школе. Постепенное сведение образования к элементарному обучению, несмотря на количественный рост школ, приводило к снижению общего уровня образования. Единственными учебными заведениями, сохранившими старые традиции, оставались университеты. В их структуре сложился новый тип образовательного учреждения, совмещавший общежитие с учебным заведением, – коллегия.
Таблица 5.1.
Образование в Западной Европе в средние века[8]
Во всех учебных заведениях преподавание велось на латинском языке
Учебное заведение, вид образова-ния | Характеристика |
Церковные школы | · монастырские (внешние (для мирян) и внутренние; · кафедральные; · приходские. Срок обучения не устанавливался, возраст – тоже. Социальное положение: сначала учениками были дети духовенства, потом – все остальные. Метод – механическое запоминание. Содержание: Чтение молитв, церковное пение, письмо. В монастырской школе повышенного типа – «7 свободных искусств». Высшая кафедральная (или соборная) - «7 свободных искусств», древняя философия, богословие, позже введены: астрономия, медицина. Идеал монашества: целомудрие, бедность, послушание. |
Светское образование | Цель воспитания старшего сына феодала – воспитание рыцаря: до 7 лет – в семье; до 14 лет – в замке сюзерена в роли пажа; с 14 лет – оруженосец сюзерена; с 18 лет (21 года) – рыцарь. Содержание «семи рыцарских добродетелей»: умение охотится, ездить верхом, плавать, фехтовать, стрелять из лука, играть в шашки и слагать и петь стихи, прославляющие «даму сердца». Тело рыцаря принадлежит сюзерену, душа – Богу, сердце – даме. Отсюда воспитание дворянина: основы любви, войны, религии. Для следующего сына: семья - монастырская школа - уход в священнослужители или в университет. Женское воспитание: семья - монастырская школа – возвращение в семью или уход в монахини. |
Университеты | Возникли в конце XIIв. Факультеты: · подготовительный (артистический) - «7 свободных искусств», 6-7 лет, магистр; · богословский– 5-6 лет, доктор наук; · юридический- 5-6 лет, доктор наук; · медицинский– 5-6 лет, доктор наук. Вид занятий: лекции, диспуты. |
Обучение горожан и селян | Цеховые школы – для детей ремесленников. Образовательный путь: мастер, подмастерье, ученик. Гильдейские школы – для детей купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся магистратами. На селе: приходские школы и раннее включение в трудовую деятельность. |