Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся

на уроках математики посредством использования планирования

Охотникова Т.В.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №79

Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) изменил подходы к оценке и качеству подготовки выпускника начальной школы. Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и к самосовершенствованию.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики возможны посредством использования планирования. Для выявления эффективных педагогических приёмов для формирования РУУД опираемся на весь свой педагогический опыт.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Они обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: 1) выбирать средства для организации своего поведения; 2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; 4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; 5) начинать и заканчивать действия в нужный момент; 6) тормозить ненужные реакции.

Анализ педагогической литературы показал, что одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках математики помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно оценивать выполненную им работу.

Работа с младшими школьниками показала, что учебный материал в игровой форме воспринимается детьми гораздо лучше. Дети составляют алгоритм, используя игровые задания при планировании своей деятельности, даже самые пассивные дети включаются в процесс выполнения математических заданий с интересом. Коллеги, работающие в классе, отметили, что дети не боятся рассуждать, ошибаться и помогать друг другу. Также необходимо отметить, что качество обучения по итогам первой четверти – хорошее.

Таким образом, мы считаем, что обучение планированию играет немаловажную роль в усвоении учебного материала.

Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности

Учителя и ученика

Перекупко Е.А.,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №128

Ленинского района ГО г. Уфа РБ

Урок – главная составляющая часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта?

По нашему мнению, наиболее удачным сценарием современного урока является технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.

Первая встреча учителей с технологической картой в виде некой таблицы вызвала больше отрицательных эмоций. Нужно ли загонять в форму технологической карты каждое учебное занятие? Ведь процесс подготовки к учебному занятию индивидуален, каждый преподаватель подходит к нему творчески: кто-то обязательно пишет весь текст урока, кто-то представляет материал графически, кто-то отдельно указывает критерии оценивания выполнения заданий обучающимися, кто-то считает, что главное – указать этапы занятия.

Познакомившись с концептуальным подходом введения технологических карт, я поняла, что в данной карте можно четко структурировать субъект-субъектные формы взаимодействия участников образовательного процесса. А это очень важно на современном уроке. В технологической карте хорошо прослеживаются все этапы деятельности учащегося, формируемые УУД. По технологической карте учитель легко делает самоанализ урока, защитит любую форму и любое средство обучения, выбранные им, так как на каждом этапе сформулированы четко УУД. Несмотря на то, что процесс составления ТК занимает достаточно много времени, он способствует приобретению бесценного педагогического опыта.


Наши рекомендации