Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся
на уроках математики посредством использования планирования
Охотникова Т.В.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №79
Орджоникидзевского района ГО г.Уфа РБ
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) изменил подходы к оценке и качеству подготовки выпускника начальной школы. Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и к самосовершенствованию.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики возможны посредством использования планирования. Для выявления эффективных педагогических приёмов для формирования РУУД опираемся на весь свой педагогический опыт.
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Они обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: 1) выбирать средства для организации своего поведения; 2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; 4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; 5) начинать и заканчивать действия в нужный момент; 6) тормозить ненужные реакции.
Анализ педагогической литературы показал, что одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках математики помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно оценивать выполненную им работу.
Работа с младшими школьниками показала, что учебный материал в игровой форме воспринимается детьми гораздо лучше. Дети составляют алгоритм, используя игровые задания при планировании своей деятельности, даже самые пассивные дети включаются в процесс выполнения математических заданий с интересом. Коллеги, работающие в классе, отметили, что дети не боятся рассуждать, ошибаться и помогать друг другу. Также необходимо отметить, что качество обучения по итогам первой четверти – хорошее.
Таким образом, мы считаем, что обучение планированию играет немаловажную роль в усвоении учебного материала.
Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности
Учителя и ученика
Перекупко Е.А.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №128
Ленинского района ГО г. Уфа РБ
Урок – главная составляющая часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Какие основные моменты следует учесть учителю при подготовке к современному уроку, чтобы реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта?
По нашему мнению, наиболее удачным сценарием современного урока является технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса.
Первая встреча учителей с технологической картой в виде некой таблицы вызвала больше отрицательных эмоций. Нужно ли загонять в форму технологической карты каждое учебное занятие? Ведь процесс подготовки к учебному занятию индивидуален, каждый преподаватель подходит к нему творчески: кто-то обязательно пишет весь текст урока, кто-то представляет материал графически, кто-то отдельно указывает критерии оценивания выполнения заданий обучающимися, кто-то считает, что главное – указать этапы занятия.
Познакомившись с концептуальным подходом введения технологических карт, я поняла, что в данной карте можно четко структурировать субъект-субъектные формы взаимодействия участников образовательного процесса. А это очень важно на современном уроке. В технологической карте хорошо прослеживаются все этапы деятельности учащегося, формируемые УУД. По технологической карте учитель легко делает самоанализ урока, защитит любую форму и любое средство обучения, выбранные им, так как на каждом этапе сформулированы четко УУД. Несмотря на то, что процесс составления ТК занимает достаточно много времени, он способствует приобретению бесценного педагогического опыта.