Инновационная деятельность как фактор развития ДДТ «Юлдаш»
Баймуратова А.Ш.,
директор МБОУ ДОД ДДТ «Юлдаш»
Калининского района ГО г. Уфа РБ
Одним из направлений работы Дома детского творчества «Юлдаш» является результативная инновационная деятельность как процесс освоения тех составляющих, которые позволяют добиваться качественно новых результатов и становиться более привлекательными для детей и их родителей.
В рамках программ «Детская филармония» и «Арт-кафе» в учреждении действует музыкальная творческая гостиная для детей, обучающихся в объединениях музыкального направления. Их гости – педагоги школы искусств, образцовые коллективы, авторы-исполнители бардовской песни, педагоги по джазовому и эстрадному вокалу, выпускники объединения.
В рамках проекта «Выставочный зал» педагогами ИЗО-студии «Росинка» организуется посещение выставочных залов города, где дети имеют возможность познакомиться с творчеством современных художников и даже пообщаться с ними. Дети, занимающиеся в ИЗО-студии, самостоятельно сочиняют сказки и уже выпустили сборники: «Новые приключения Чиполлино», «Приключения паучка Васи».
Обучающиеся объединения Театр костюма «Алиса» создают коллекции одежды. Детские шедевры по достоинству оценили на международном конкурсе «Финал» в г. Санкт-Петербург в 2014 году – 2 место, в региональном конкурсе «Подиум детской моды» в 2014 году – 1 место. Детский коллектив – постоянный участник и призер конкурсов в Уфимском государственном университете экономики и сервиса.
Большое внимание уделяется профессиональному самоопределению. Выпускники центра – студенты училища искусств, Уфимского государственного университета экономики и сервиса, школы искусств.
Интересен многолетний опыт деятельности шахматного клуба «Гардэ». Здесь подготовлено несколько поколений призеров и победителей шахматных соревнований и турниров.
Ежегодно в учреждении проводится детский конкурс-фестиваль творческих проектов «Звездопад».
В целях профилактики дорожно-транспортных пришествий проводятся районные конкурсы рисунков, плакатов и постеров «Мы за безопасность на дорогах», КВН среди учреждений образования «Безопасная Дорога Детства», конкурс агитбригад «Светофор», слет отрядов юных инспекторов движения «Безопасное колесо».
Ежегодно организуется летний центр дневного пребывания «Юлдаш». Каждая смена посвящена определенной теме: «Лето – это маленькая жизнь», «Космическая», «Морская», «Фильм, фильм, фильм…», «Планета Юлдаш – экологическая».
Стало актуальным внедрение информационно-компьютерных технологий. Педагоги активно используют Интернет-ресурсы. Это создание групп в социальных сетях, организация поиска информации для выполнения исследовательских и творческих работ, участие в дистанционных конкурсах, научно-практических конференциях, вебинарах, онлайн общение с отдаленными учреждениями образования.
Большое значение придается выбору форм работы с родителями: «Шежере» – конкурс родословной, «Дружная семья» – конкурсно-игровая программа, акция «Берегите птиц», озеленение территории учреждения в рамках проекта «Сделай мир добрей и краше»; организация деятельности Большого совета.
С октября 2014 года в учреждении открыта инновационная площадка «Социализация учащихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования».
Развитие столичного образовательного пространства на основе усиления доминанты дополнительного образования детей
Бахтиярова В.Ф.,
к.п.н, доцент кафедры педагогики
БГПУ им. М.Акмуллы
Дополнительное образование детей — это личностно-ориентированное образование, направленное на создание условий для формирования у ребенка субъективного опыта в деятельности, познании, общении. Оно осуществляется в максимально комфортных для развития ребенка условиях, которые существенно развивают его творческий потенциал, обеспечивая возможность попадания в «ситуацию успеха» в избранном деле и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые необходимы для успеха в любой сфере деятельности. Таким образом, дополнительное образование детей создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов и ценностей.
В Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р отмечается, что в ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастает вызов системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
На сегодняшний день можно наблюдать несколько основных тенденций развития современного столичного образовательного пространства на основе усиления доминанты дополнительного образования детей.
Тенденции развития учреждений дополнительного образования детей (УДОД) можно разделить на три группы.
Первая группа – тенденции внутренней интеграции УДОД:
- от целей воспитания к комплексным (интегральным) образовательным и социально-педагогическим целям;
- от кружковой работы к интегрированным образовательным и социально-педагогическим программам;
- от простых форм организации образовательных объединений (кружок, секция) к комплексным формам (школа, студия, клуб и другие);
- от отдельных технологий занятий к интегрированным технологиям;
- от результатов обучения и воспитания к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам.
Кроме того, наблюдаются тенденции интеграции на уровне детского и педагогического коллективов УДОД. Таким образом, можно сделать вывод о том, что интеграция наблюдается на уровне всех элементов системы деятельности УДОД.
Вторая группа – тенденции внешней интеграции УДОД – расширение взаимодействия УДОД с организациями и учреждениями системы образования и других ведомств.
Третья группа – тенденции вариативности деятельности, обеспечивающие свободу выбора ребенка. Здесь наблюдаются тенденции вариативности:
- дополнительных образовательных программ, предоставляемых УДОД;
- выбора ребенком и родителями вариантов освоения содержания внутри программы;
- выбора педагогом вариантов организации педагогической деятельности и др.
Дополнительное образование детей может быть реализовано не только в системе УДОД, но и в общеобразовательных учреждениях в рамках организации внеурочной деятельности учащихся согласно ФГОС. Тенденции его развития видятся нам:
- в создании программ развития образовательного учреждения с учетом потенциала дополнительного образования детей;
- в создании разнообразных организационных структур дополнительного образования, внеструктурных (случайный набор кружков или открытие объединений, являющихся гордостью, «визитной карточкой» школы) и структурных моделей (филиал, клуб, центр дополнительного образования и др.);
- в развитии массово-досуговой деятельности (концерты, выставки, фестивали, смотры, соревнования);
- в разработке дополнительных образовательных программ в соответствии с новыми требованиями;
- в развитии технологий интеграции дополнительного образования с урочной и внеурочной работой (интегрированные уроки, элективные курсы, экспедиции, музеи и др.) и т.д.
Сегодня молодеет возраст потребителей дополнительных образовательных услуг: растет доля воспитанников дошкольных образовательных учреждений, активно посещающих развивающие занятия. Тенденции развития дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях заключаются:
- в открытии студий по обучению дошкольников изобразительной деятельности, хореографии, изучению иностранных языков, школ раннего развития;
- в интеграции дополнительного образования с реализуемыми детским садом программами, например, «Истоки», «Развитие», «Детство» и другими; формирование новых подходов к созданию развивающей среды средствами дополнительного образования;
- в разработке гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей, создание комфортных условий для проведения дополнительного образования;
- в разработке содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям;
- в совершенствовании воспитательных программ для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- в развитии, разработке и реализации новых методов развития детей средствами дополнительного образования и др.
Использование современных информационных технологий в образовательном процессе учреждения дополнительного образования
Бедрина О. В.,
заместитель директора МБОУ ДОД ДЮЦ «Салют»
Орджоникидзевского района ГО город Уфа РБ
Использование современных информационных технологий в образовательном процессе УДО стало необходимым в современном образовании. В последнее время под информационными технологиями (ИТ) чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации.
Противоречие между быстрым темпом увеличения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения учеником побуждает современную педагогику работать как над развитием творческих способностей личности, так над развитием его способностей к саморегуляции и самообразованию. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Педагоги МБОУ ДОД ДЮЦ «Салют» используют в своей деятельности следующие модели ИКТ: выступления педагогов и учащихся на занятиях с опорой на мультимедиа презентацию, компьютерное тестирование, использование электронных сборников-тренажёров, работа с электронными энциклопедиями и т.д.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию предполагает демонстрацию на интерактивной доске IQBoard в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления по теме занятия, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт активизации восприятия учащихся посредством использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей. Во время выступления педагог не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с учащимися, не тратит время на выписывание текста на доске. Большой объём информации может быть и воспроизведён на экране в формате, видимом всем учащимся. Обучающимся проще работать, опираясь на отображаемую на экране информацию.
Использование интерактивной доски IQBoard осуществляют педагоги в объединениях различной направленности: «Компьютерная грамотность», «Английский язык», «Развивающие игры» для дошкольников, в объединениях декоративно-прикладного направления. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда педагогов и обучающихся, то есть это есть рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.
Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и то, что, какими бы заманчивыми ни были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается принцип "не навреди". По этой причине необходимо особое внимание уделить предположительным негативным последствиям использования этих средств, а в особенности компьютера. К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести, во–первых, возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером), во–вторых, педагогически немотивированное их использование, не приводящее к позитивным результатам в области развития личности обучаемого или интенсификации учебного процесса. Важно соблюдать временные периоды использования информационных технологий в учебном процессе и их целесообразность.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе дополнительного образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Вместе с тем, необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным методом повышения познавательного интереса обучающихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий детей. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.
Одно из условий эффективной подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе – применение информационных коммуникационных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее.